Европейские водители, которые работают на дальних
расстояниях, замечают, что во Франции, Германии, Бельгии участились рейды
национальной полиции и контроля, проверяющие, отдыхают ли водители в своих
грузовиках.
Оборудованная спальными местами, плитой для приготовления
еды, жалюзи или плотными шторами — так выглядит типичная кабина грузовика,
следующего на дальние расстояния. Выглядит она так и в романтичных фильмах о
«дальнобое», и на всех дорогах мира — в Канзасе и в Перми.
В конце 2017 года водители с изумлением узнали, что больше
не смогут спать в своих кабинах. 20 декабря 2017 года Европейский суд запретил
водителям проводить их 45-часовой отдых в кабинах грузовиков.
В чем же суть проблемы? В 2014 году Франция и Бельгия начали
продвигать изменения в законодательство, регулирующие режим отдыха водителей,
требуя серьезно ужесточить их с точки зрения санкций за нарушения. Суть
изменений касалась отдыха водителей в их грузовиках. Профсоюзы упомянутых стран
активно продвигали эти ужесточения, настаивая на том, что водители не соблюдают
режим труда и отдыха, регламентированный Евросоюзом, и это ставит под угрозу
безопасность движения.
Согласно Регламенту, свой 45-часовой недельный «нормальный»
отдых водитель не должен проводить в кабине грузовика.
В Комиссии Евросоюза по транспорту шли бурные дебаты о
честной конкуренции во имя социальной Европы и против низкой оплаты труда
водителей восточных транспортных компаний. Последнее требует максимальной
гибкости из-за единого рынка. В Европе с ее 5 миллионами водителей и 560
тысячами компаний «борьба с социальным демпингом» превратилась в политическую.
Пока же на полях этих дебатов между бельгийской транспортной
компанией «Вадитран» и государством Бельгия разворачивался судебный спор о
неправомерности потенциальных штрафов размером 1800 евро за ночевки в кабине,
которые транспортная компания считала неясно сформулированными
законодательством. Спор этот закончился 20 декабря 2017 года решением
Европейского суда, где последний
однозначно трактовал требования Еврорегламента как ясные,
недвусмысленные и запрещающие проводить водителям свой 45-часовой еженедельный
отдых в кабине, а также ясно предписывающие им искать комфортные и адекватные
условия для него. Это решение распространяется с момента его вынесения на весь
Евросоюз.
Правовая основа Еврорегламента, заложенная в 2006 году,
претерпела изменения в 2014-м. Водители находятся за рулем не более четырех с
половиной часов, после которых следует обязательный 45-минутный отдых. Больше
12 часов в день водитель в пути находиться не может. Ежедневный отдых составляет
11 часов. Рабочая неделя «дальнобойщика» — 6 дней, затем он обязан взять
перерыв на длительный отдых продолжительностью в 45 часов. В командировке
водителям предписано останавливаться на эти дни в отелях и на
специализированных стоянках.
Расходы эти оплачивает работодатель, но профсоюзы отмечают,
что сознательность транспортных компаний Восточной и Западной Европы сильно
разнится. В этом и заключается основной вопрос дебатов в Комиссии Евросоюза по
транспорту.
На практике же большинство водителей предпочитали ночевать в
своих кабинах. Начиная с 2014 года Франция и Бельгия требовали ужесточить
наказание за «несанкционированный сон в кабине». Водители, нарушившие запрет,
согласно этой мере подлежат наказанию штрафом в размере до 30 тысяч евро и даже
годом тюремного заключения. Меры эти подверглись ожесточенной критике в связи с
их «поспешностью и политической ориентированностью» и требованиям в первую
очередь обеспечить наличие парковочных мест или возможностей размещения до
введения санкций.
Все водители подтверждают существование рейдов и штрафов за
несанкционированные ночевки в кабинах, зная о том, что закон запрещает
проводить еженедельный отдых в кабине, но никогда не слышали об их размерах в
1800 евро (а также до 30 тысяч евро и годе тюремного заключения).
Например, часы работы водителей грузового транспорта во
Франции регулируются четырьмя основными правовыми актами, действующими в этом
секторе:
- соответствующими положениями Регламента Европарламента
(561/2006 от 15 марта 2006 года) для водителей грузового транспорта свыше 3,5
т;
- соответствующими положениями Трудового кодекса Франции
(применяются при отсутствии конкретных правил для работников в транспортном
секторе);
- конкретными положениями по автодорожному транспорту,
соответствующими нескольким статьям Транспортного кодекса (его законодательной
части и регулирующей части), в соответствии с директивой 2002/15 / ЕС от 11
марта 2002 года об организации рабочего времени лиц, выполняющих подвижные
автомобильные перевозки, и статьей Транспортного кодекса (его регулирующей
части), которые с 1 января 2017 года устанавливают Указ № 83-40 от 26 января
1983 года о часах работы в автомобильных компаниях;
- положениями национального коллективного соглашения о
дорожном транспорте и работе вспомогательного транспорта.