0
04:24

Мнение: «Инновации для логистики: шанс или провал?»

В текущих экономических условиях вопросы эффективного управления складской логистикой получили особую актуальность. Неудивительно, что все больше компаний внедряют новые технологические решения, так как надеются с помощью автоматизации улучшить бизнес-процессы в логистике и создать некий задел конкурентоспособности на перспективу. Вместе с тем существует большой процент компаний, которые приходят к этому пониманию лишь тогда, когда у них появляются серьезные сложности.
30 Марта 2017  10:20

Мнение: «Инновации для логистики: шанс или провал?»

В текущих экономических условиях вопросы эффективного управления складской логистикой получили особую актуальность. Неудивительно, что все больше компаний внедряют новые технологические решения, так как надеются с помощью автоматизации улучшить бизнес-процессы в логистике и создать некий задел конкурентоспособности на перспективу. Вместе с тем существует большой процент компаний, которые приходят к этому пониманию лишь тогда, когда у них появляются серьезные сложности. Об этих и других тенденциях в сегменте складской логистики рассказала руководитель департамента 3PL Группы компаний PONY EXPRESS Элена Головач.

– Элена Анатольевна, автоматизация складских объектов нужна больше транспортно-логистическим компаниям или грузовладельцам?

– Если говорить о том, подходят ли автоматизированные склады для логистических операторов, то здесь вопрос неоднозначный. Поясню, принятие решения о строительстве и техническом оснащении такого склада напрямую зависит от сроков окупаемости такого проекта и клиентского портфеля провайдера. Не секрет, что автоматизированные склады – это очень дорогое удовольствие. Затраты на их строительство исчисляются в миллионах долларах, а срок окупаемости составляет как минимум 10 лет. При этом такие технические решения, как правило, не являются гибкими, то есть они проектируются непосредственно под бизнес-процессы и товарный поток конкретной компании, которая является клиентом логистического оператора. Таким образом, проект будет иметь экономический эффект и рентабельность в случае, если договор о сотрудничестве между оператором и клиентом будет подписан как минимум на 10 лет. Но в текущих экономических условиях ни одна компания не будет подписывать такие долгосрочные обязательства с логистическим оператором. Соответственно, они не могут гарантировать, что в течение этого срока не сменят оператора. В итоге у логистической компании появляются риски не вернуть свои инвестиции, так как вероятность того, что он сможет найти нового клиента с похожими бизнес-процессами и товарными потокам стремится к нулю.

К тому же владение подобной производственной площадкой, на мой взгляд, ограничивает будущее оператора, делая его зависимым от сотрудничества с конкретными сегментами бизнеса. Иными словами, заставляет играть только на определенной части складского рынка услуг.

Именно по этой причине автоматизированные склады мало интересуют логистических операторов в ЕАЭС. Как правило, такие объекты – это часть производственных площадей, принадлежащих самим товаровладельцам, ритейлерам, производителям тех или иных товаров и пр. Для крупных производственных, дистрибуционных, ритейловых компаний строительство автоматизированных складов может быть спасением, а вот для логистических операторов – лишними затратами.

– Насколько эффективно происходит внедрение малолюдных технологий? Выигрывает ли складская логистика за счет их применения?

– Внедрение малолюдных технологий идет очень тяжело. Во-первых, из-за необходимости существенных финансовых вложений с большим сроком окупаемости, что в условиях российского рынка является очень рискованным решением. Во-вторых, из-за пока еще достаточно дешевой рабочей силы. Хотя, конечно, складская логистика от внедрения таких технологий становится более эффективной. В частности, выполнение операций на складе в таком случае происходит по строго установленному алгоритму, что исключает различные человеческие факторы и различного рода инициативы складских сотрудников. Это приводит к сокращению числа ошибок и повышению уровня предоставляемого логистического сервиса. Кроме того, это существенно снижает себестоимость выполнения операций, что позволяет компании получить дополнительные конкурентные преимущества. И, наконец, за счет внедрения автоматизированных процессов и безлюдных технологий, повышается производительность работы склада, что может позволить компании сэкономить на необходимости расширения инфраструктуры.

– Еще одно нововведение XXI века, которое уже активно используют при работе на складе, но еще не внедрили в логистике – это беспилотные технологии. Как вы считаете, насколько они уже внедрились в бизнес-процессы и приносят ли какой-либо эффект?

– В Западной Европе и в США беспилотные технологии давно стали реальными помощниками в бизнесе, которые позволят максимально поднять экономическую эффективность складской логистики компании. А в России к подобным технологиям пока относятся как к игрушке. Они всем интересны, но к их внедрению пока никто не готов, в том числе из-за стоимости внедрения и больших сроках окупаемости.

– И как дорого, по вашей оценке, обходится внедрение беспилотных систем?

– Конкретные цифры, к сожалению, назвать не могу. Да и потом беспилотных технологий существует очень много и цены у них различаются на порядки. Поэтому в целом оценить не представляется возможным.

Однако, могу отметить, что при правильном расчете проекта внедрение беспилотных систем позволяет существенно повысить экономическую эффективность склада. Очень показательным является пример всем известной компании Amazon, которая, начиная с 2014 года, на своих складах приступила к использованию при операциях по перемещению товара роботов Kiva. Если верить отчету Deutsche Bank, данные роботы оказались в 4-5 раз эффективнее сотрудников склада. Это позволило сократить операционные расходы каждого склада примерно на 20%. И сейчас на своих объектах компания Amazon использует более 80 тыс. таких роботов. Все это говорит о высокой эффективности данной технологии. Но опять же, что применимо для компании Amazon, может быть совсем неприемлемо для любой другой компании и особенно для мультипрофильного складского провайдера. Здесь нужен индивидуальный подход и правильный расчет.

Авто

читать больше