Устранить
напряженность на пограничных переходах оперативно невозможно, как сообщил
Евгений Козырев, директор по логистике транспортной компании Delko, в интервью
для РЖД-Партнер. По словам участников рынка, около 70% грузов, пересекающих
МАПП «Забайкальск» и «Благовещенск – Хэйхэ», составляют транспортные средства и
специализированная техника, включая легковые и грузовые автомобили, автобусы и
строительные машины. Импортеры, как утверждается, ввозят технику, на которую
может быть наложен сбор. Законопроект уже опубликован на портале
regulation.gov.ru.
– Евгений,
большая часть транспорта скопилась на стороне Китая, тогда как с российской
стороны пробок, по сообщению российских таможенников, нет. Что нужно сделать,
чтобы остановить рост заторов на погранпереходе?
– Бронирование мест в
электронной очереди доступно только на российской стороне, однако на ближайшие
две недели все слоты уже заняты. А заранее спрогнозировать точное время
прибытия транспорта на границу практически невозможно, что усложняет планирование
и заставляет действовать по ситуации. Эти трудности во многом связаны с
повышенным спросом на грузоперевозки в Китай, включая транспортировку
автомобилей автовозами.
– Почему на
российско-китайской границе появились эти заторы из автоперевозчиков, как Вы
считаете?
– С предстоящим
увеличением утилизационного сбора в России. Его повысят 1 октября. А заторы на
китайско-российских погранпереходах возникли еще в середине августа. Китайские
грузоотправители и производители самоходной техники стремятся успеть вывезти
свою продукцию. И да, такой ажиотаж вызвал очереди на границе. Наибольшая
нагрузка идет на МАПП «Забайкальск» и пункт пропуска «Благовещенск – Хэйхэ». В
результате время ожидания на границе увеличилось до 5–7 дней, тогда как обычно
это занимает от 12 до 24 часов.
– Но где
подтверждение, что с 1 октября утильсбор есть? Пока есть только проект,
предполагающий рост утильсбора.
– Проект постановления
Правительства Российской Федерации 02/07/07-24/00149083 от 12.07.2024 об
увеличении утилизационного сбора на автомобили опубликован Минпромторгом на
портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru.
– Так что необходимо
предпринять, чтобы остановить рост заторов на погранпереходах?
– Необходимо
увеличивать пропускную способность пограничных переходов. Но это долгосрочное
решение, оперативно устранить текущие заторы не поможет.
В ближайшем будущем
значительно уменьшить время перехода границы поможет снижение продолжительности
проверок и оформления бумаг. Данная мера особенно важна в условиях большого
объема движущихся автомобилей.