Если таможня не права…
Таможенный досмотр – наверное, самая жёсткая форма проверки «на прочность». Без рассуждений и объяснений причин, ссылаясь на принцип случайного выбора, вдруг водителю велят «с вещами на выход», а груз – на полную или частичную выгрузку, адрес площадки такой-то. В такой момент бесполезно в уме прикидывать время простоя, масштаб неустойки за опоздание и гадать «почему я?». Шутить и спорить с сотрудниками таможни – себе дороже. Но можно сузить масштабы убытков, зная свои права и обязанности.
Вскрытие покажет
Прежде всего, водитель должен знать, что в соответствии с положениями Таможенного кодекса ЕАЭС процедура таможенного досмотра, проводимая должностными лицами таможенного органа, предполагает собой вскрытие упаковки товаров – иначе как убедиться в их соответствии накладным.
По той же логике повреждение упаковки товаров вследствие действий таможни не может признаваться порчей или повреждением груза по вине перевозчика. Однако, права таможни, помимо вскрытия упаковки, распространяются на демонтаж единиц груза (мебели, техники и т.д.) и выяснение содержимого любых единиц товара (пакет, коробка, мешок).
То есть, таможенник имеет полное право искать «иглу в стоге сена» в вашем прицепе. Вопрос в том, что в это время может и должен делать водитель?
Имею право
1) настоять на своем присутствии в роли активного наблюдателя. В кодексе сказано – при проведении таможенного досмотра водитель имеет право вести фото-видео фиксацию. Подойдёт камера мобильного телефона, не постесняйтесь прихватить из кабины свой портативный фонарь, чтобы потом не гадать, что на фото. Музейное правило «руками не трогать» здесь тоже действует. Всё, что на ваших глазах вскрывают и демонтируют, должно быть внесено в акт таможенного досмотра. Если потом не представить положенных доказательств, что повреждение груза произошло в ходе действий таможенного органа, то отвечать материально перед владельцем и получателем будет компания-перевозчик. Не сомневайтесь, водителю тоже достанется!
2) если таможенник не разделяет ваше желание пополнить акт перечислением повреждений и замечаниями водителя – не думайте, что повлияете на ситуацию, если откажитесь ставить подпись под документом. Кодекс гласит, что акт досмотра может быть составлен и подтверждён без подписи водителя с участием понятых. Однако, свои наблюдения относительно процедуры досмотра водитель может изложить в письменном виде в отдельном документе свободной формы и зарегистрировать его на таможенном посту.
3) когда повреждение груза вышло за рамки усушки — утруски и нанесённый ущерб не установить «на глаз», необходимы свидетели для проведения экспертизы. Обычно для этого приглашают сюрвейеров. Тут телефон с интернетом – вам в помощь, раз уж закон позволяет «по факту прибытия груза на внутренний таможенный пост провести осмотр товара с участием специалиста (эксперта), составить акт повреждений и указать их причину».