Если новая директива о делегировании работников охватит транспорт - это разорит тысячи перевозчиков. Решающее сражение уже вскоре!
Европейская комиссия хочет изменить директиву о делегировании работников и включить в нее транспорт. Это разорит тысячи транспортных компаний, поскольку бремя финансовой и административной нагрузки станет невыносимым. Страны «Нового Евросоюза» говорят: «Нет!» и хотят, чтобы новые правила делегирования не касались транспорта. До конца февраля у политиков было время, чтобы заявлять замечания и исправления в проект изменений директивы. А решающее сражение двух концепций: Запад против Востока скоро состоится в Европейском парламенте. Есть ли у нас шанс выиграть это сражение?
В чем дело с этой директивой?
Под давлением со стороны профсоюзов (например, транспортной отрасли, но не только) из стран Западной Европы, политики Европейской Комиссии хотят изменить Директиву о делегировании (96/71/ЕС), то есть правила игры на европейском рынке труда.
Какие (наиболее важные) изменения предлагает Комиссия?
ЕС планирует отойти от текущей схемы вознаграждения работников, делегированных во всем ЕС. И, в частности:
1. Конец минимальной ставки для работников, делегированных для работы, например, во Франции. После изменений, независимо от того, откуда происходит данный работник, он должен получить ту же зарплату, что и местный специалист, т.е., например, 3000 евро.
2. Возможно, что в заработные платы водителей не можно будет включать диеты, фиксированное вознаграждение и другие добавки (как это часто происходит, особенно в случае водителей, которые, даже если зарабатывают аналогично, как водители из Бельгии, то их базовый оклад очень низкий, а остальную часть они получают в виде добавок).
3. Делегирование (например, когда компания направляет для работы на контракт восточноевропейского сантехника во Францию) должно длиться максимум 24 месяца. После этого срока, работник может далее продолжать работать, но он должен быть трудоустроен на условиях, применимых в стране, в которой он проживает большинство дней в году, и иметь ту же ставку, что француз, выполняющий аналогичную работу.
Почему Европейская Комиссия хочет изменить директиву?
Это результат совместных действий лоббистов, политиков и профсоюзов из стран т.н. «Старого Евросоюза», которые утверждают:
«Мы заботимся о судьбе работников с Востока, которые часто получают слишком мало, они работают и живут в плохих условиях.»
Хотя представители «Нового Евросоюза» отвечают:
«Это обыкновенная борьба за рынок труда, которая направлена на удаление восточноевропейских фирм и рабочих из западных рынков. Это также явное отрицание фундамента, на котором был построен ЕС, т.е. свободное передвижение рабочей силы и капитала между государствами-членами.»
Каких изменений в директиве требует сторона Центральной и Восточной Европы?
Предложений много, но для транспортной отрасли самым главным является вопрос о полном исключении транспорта из директивы. Транспортные услуги рассчитывались бы по совершенно другим принципам. Каким? Это будет предметом обсуждения.
Аргументов у нашей стороны много:
1. Транспорт является специфическим, имеет мобильный характер, а не постоянный, как работа гидравлика.
2. Новые правила будут на практике неосуществимыми, и это приведет к непропорциональной административной нагрузке, связанной с заявлением, расчетами, применимыми в данных странах.
3. В результате многие компании будут закрыты, что приведет к ухудшению экономической ситуации на всей территории Европейского союза.
4. Предлагаемые изменения это неопротекционизм, то есть ничто иное, как разрушение основных принципов ЕС, который основан на свободном передвижении товаров, услуг и гарантирует доступ к каждому рынку труда в рамках Евросоюза.
Какие решения можно ожидать?
Нет никаких шансов, чтобы полностью отклонить проект поправок, потому что количество голосов зависит от размера стран, а страны «Нового Евросоюза» (например, Польша и Чешская Республика) имеют в сумме гораздо меньше граждан, чем их оппоненты (например, Германия и Франция). Таким образом, остается вопрос не в том, будет ли директива изменена, только как.
Страны «Старого Евросоюза» повторяют, как мантру, что перевозчики с Востока используют «социальный демпинг», который губит национальные компании, которые не способны конкурировать с ними на равноправной основе. В связи с этим Европейская комиссия не откажется от изменений в социальном праве для водителей. В наших интересах поэтому лежит совместная разработка разумных правил, которые позволят выполнять мобильную работу, т.е., например, международные перевозки.
Мы увидим, смягчат ли немного свой подход некоторые из стран, которые сегодня так сильно продвигают изменения директивы. Даже сегодня среди последователей очень социального подхода появляется также рациональный элемент в виде механизма приведения в порядок административного бремени. Многое может измениться после выборов, которые вскоре будут проводиться во Франции, а осенью также в Германии. Сегодняшние «жесткие» требования политиков из этих стран могут быть результатом текущей избирательной кампании.
Многое будет также зависеть от политической встречи на высшем уровне в Риме 25 марта 2017 г. и ее продолжения в декабре 2017. Это будут встречи, посвященные будущему Европейского союза. Президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер представил 1 марта различные сценарии на будущее, как например, Европа двух скоростей. К сожалению нельзя исключать, что этот сценарий будет вероятным, - говорит адвокат Йоанна Ясевич из организации «Транспорт и логистика Польша».
Что дальше?
В феврале истек срок заявления поправок и комментариев к новому проекту Директивы. Март и апрель это время очень интенсивных внутренних работ в рамках Комиссии ЕС по занятости. Ее члены будут обсуждать заявленные поправки.
Будут разрабатываться различные сценарии, более и менее компромиссные. Голосование над отчетом, подводящим итоги этой работы на форуме Европейского парламента запланировано на июль. Затем проект попадет Европейский совет. Изменение Директивы должно пройти через Парламент и Совет, но на практике то, что решает Парламент, часто утверждается Советом.
Принятие окончательной формы директивы может еще немного задержаться в результате предстоящих всеобщих выборов во Франции и Германии, - добавляет Йоанна Ясевич из «ТЛП».
Что может произойти, если Европейский парламент изменит директиву, не принимая во внимание позиции транспортных компаний из Центральной и Восточной Европы и расширит ее на транспорт?
Это будет очень плохая новость для всей транспортной отрасли.
1. Компании прекратят осуществлять перевозки на дальние расстояния, потому что не будут в состоянии вычислить правильно трудовые затраты. А наказания за ошибки этого типа могут составлять даже десятки тысяч евро. Транспортная деятельность больше не будет прибыльной.
2. Работу потеряет сотни тысяч водителей грузовиков. Уменьшится количество заказов, упадет спрос на работу водителей. Дилеммы «спать в кабине или нет» перестанут быть важными, потому что не будут больше существовать.
3. Меньшее количество компаний, меньше работы для водителей = рост безработицы и ухудшение состояния экономики. Сегодня в отрасли логистики и транспорта работает около миллиона человек. А сама отрасль создает около 6% от ВВП.
Источник: trans.eu