0
06:01

Дорога не любит случайных людей

Без малого тридцать лет крутит баранку Николай Юзвик. На большегрузах он объездил сложнейшие трассы Якутии – на Усть-Неру, Колыму, Чукотку. Тысячи и тысячи километров опасных участков, перевалов, горных дорог со знаменитыми прижимами... «Я не могу без трассы. Вроде уже и возраст, и понимаю, что нужно осесть, но каждую осень начинаю готовиться к дороге на Север», — говорит дальнобойщик.
11 Мая 2017  10:08

Дорога не любит случайных людей

Без малого тридцать лет крутит баранку Николай Юзвик. На большегрузах он объездил сложнейшие трассы Якутии – на Усть-Неру, Колыму, Чукотку. Тысячи и тысячи километров опасных участков, перевалов, горных дорог со знаменитыми прижимами... «Я не могу без трассы. Вроде уже и возраст, и понимаю, что нужно осесть, но каждую осень начинаю готовиться к дороге на Север», — говорит дальнобойщик.

 

Я БЫ В ЛЕТЧИКИ ПОШЕЛ…

Мальчик из далекого полярного города Среднеколымск мечтал стать летчиком. Тогда на севере была мощная авиация. В 80-е годы в Среднеколымске на постоянной основе от Зырянского авиаотряда базировалось до десяти бортов Ан-2, два Ми-8 летали по району, плюс рейсовые Ан-24 прилетали почти каждый день, Ан-26, Ан-12 завозили груз для действующих предприятий.

Небо над городком то и дело пронзали самолеты. Потому было Коле на кого равняться и кем мечтать стать.

Но не сложилось. После восьмого класса Николай уехал в Ленинград и поступил в профтехучилище на механизатора.

«Отец у меня машину не водил. Про таких говорят — с велосипеда падает, — улыбается мой собеседник. – К технике меня приохотил наш сосед, который работал водителем на «скорой». Он часто катал нас по двору, давал порулить мне. Так что с седьмого класса я уже мог спокойно водить».

С училища Николая забрали в армию, служил он Семипалатинске, был старшиной роты.

В 1988 году вернулся в родной Среднеколымск, поступил на работу в мехотряд Агрохимии. А через полтора года, перейдя в Агроснаб, впервые сел за руль новенького «КамАЗа».

С 90-х годов Николай Юзвик начал ездить в дальние рейсы. Затем семья и вовсе перебралась в столицу республики, но наш герой продолжал возить грузы по привычному маршруту Якутск — Среднеколымск — Якутск.

 

ЖИЗНЬ, СВЯЗАННАЯ С ТРАССОЙ

Дальнобойщики — это совершенно отдельная каста профессионалов, с какой-то своей особой жизнью. Но одно дело водитель там, где много дорог и относительно неплохих, а другое дело дальнобойщик, который работает в Якутии.

Здесь нет хороших дорог, иногда их и вовсе не существует, а климатические условия сами знаете какие.

К тому же большинство дорог — зимники, по которым можно ездить лишь зимой и именно в это время года у местных дальнобойщиков самый «сенокос».

«Раньше я за сезон делал три-четыре рейса до Среднего. Сейчас выезжаю раз в год. Езжу в основном на ближние расстояния – Алдан, Нерюнгри. Правда, вот на днях вернулся из Чукотки. Возили стройматериалы. За три недели туда-сюда управились. Дорога нормальная», — делится Николай, будто рассказывает об обычной вылазке в лес на шашлыки.

То, что для нас кажется чем-то сверхтрудным, иногда и нереальным, для дальнобойщика – повседневность. Недели, тысячи километров в пути, один на один с суровой якутской природой, когда малейшая неисправность машины может стоить жизни. Николай спит за рулем в кабине, много дней подряд он моет только руки, глаза и лобовое стекло. Он каждый день рискует грузом и жизнью, не рассчитывая на медицинскую помощь или полицию.

Риск уменьшается, если хорошо подготовить машину. Обычно это «КамАЗ» или, как сейчас, Scania. Из Якутска до Среднеколымска, что на берегу реки Колымы, две тысячи километров, чтобы попасть в чукотское Билибино, куда приходится возить даже строительный песок, нужно преодолеть уже четыре тысячи километров.

«Нынче состояние дорог было вовсе плачевным, — говорит Николай, — выпало слишком много снега. Зимник открылся только к концу февраля, а в апреле, вы сами знаете, уже переправы закрываются. Так что сезон был очень коротким».

Несмотря на это, дальнобойщик считает, что по сравнению с 90-ми годами, дорожные службы работают гораздо лучше.

По словам Николая Юзвика, сейчас даже простая машина может до Зырянки доехать. А как лет пять-шесть назад расширили Черный и Желтый прижимы, так и два большегруза могут разъехаться спокойно. Но все же знаменитые прижимы – Ласточкино гнездо, Заячья петля – остаются сложнейшими участками Колымской трассы. Они отняли жизнь не одного водителя.

 

ДОРОГА НЕ ЛЮБИТ СЛУЧАЙНЫХ ЛЮДЕЙ

Николай Юзвик предпочитает ездить в кабине один, а на трассе обычно едут поездом: «Но я могу и один спокойно поехать. У всех есть рации, переговариваемся на своей волне. Когда надо — ребята придут на помощь. Кто давно ездит, в основном все друг друга знают. На трассе многое зависит от опыта, профессионализма, знания дороги.

Бывают такие, кто едет на авось. Обычно это западники, как мы называем неместных. Но их чаще всего хватает только на один рейс.

Так что случайным людям здесь делать нечего».

Одно время предприниматели, чей товар в основном возят дальнобойщики, начали было пользоваться услугами водителей из центральных улусов, которые, закупив большегрузы в лизинг, ринулись покорять дороги Арктики. И ценник за рейс они установили намного дешевле. Но, как оказалось, непростое это дело – Колымская трасса. Многие, не зная сложной дороги, ее особенностей, не смогли доставить груз вовремя, кто-то упал набок и испортил товар. Коммерсанты, намучившись со случайными грузоперевозчиками, были вынуждены вернуться к проверенным – чуть дороже, зато гарантированная доставка товара в целости и сохранности.

В дороге может случиться всякое, и водители об этом знают. Николай считает, что нельзя быть слишком самоуверенным. От этого пострадала не одна машина, не один щофер.

В 2002 году перед самым Новым годом Николай поехал с теплым грузом в Зырянку. А горные речки, которые встречаются в пути, имеют свойство не замерзать даже в самые трескучие морозы. В такую наледь и провалился 27 декабря в семь утра Николай на своем «КамАЗе»: «Как сейчас помню этот день. Вышел из кабины, смотрю, машину уже начинает топить помаленьку. А до Зырянки оставалось всего-то километров 160. Кругом никого нет, начал намокать край будки. Ну, думаю, все!».

И тут в восьмом часу вечера Николай увидел вдалеке свет фар. Оказалось, машина из Зырянки в Якутск едет. «КамАЗ» Николая кое-как выдолбили и вытянули «Уралом». Так были спасены груз и репутация водителя.

«Я встречал Новый год в дороге четыре раза, — рассказывает мой собеседник. – С ребятами обычно фейерверки запускаем, супы, жаркое разогреваем».

Еду в дорогу Николаю готовит супруга Вера Анатольевна. Обычно это замороженные супы, котлеты, жаркое – такие вот шоферские заготовки, которые можно быстро разогреть прямо в кабине машины на газовой плитке.

«Собираюсь в дорогу быстро, главное, чтобы машина была исправная, вот за этим слежу строго, — делится Николай. – Когда только пересел на «Сканию», все удивлялся, что можно выйти из машины, закрыть кабину и пойти домой. Вот что значит качественная техника! А на «КамАЗе» после рейса еще полдня надо было торчать под авто».

Сын Николая одно время тоже ездил в рейсы, сначала с отцом, потом уже на своей машине. Но потом понял, что дорога – не его. Сейчас он офисный сотрудник. «Работает в тепле и уюте, но в транспортном отделе», — смеется отец.

Источник: ATI

Авто

читать больше