Что нужно знать при покупке подержанного тягача
Покупка подержанного транспортного средства (не важно, тягача или полуприцепа) всегда связана с определённым риском. Продавец может не знать о возможных проблемах продаваемого транспортного средства или может попытаться скрыть невидимые невооружённым глазом дефекты, поэтому в этой публикации мы постараемся посоветовать, на что нужно обратить внимание при покупке подержанного тягача.
В первую очередь – визуальный осмотр
Начните с осмотра одометра. По словам мастеров «Nika Service», на вторичном рынке лучшими экземплярами считаются те тягачи, где пробег не превышает 700 000 км.
Каждый производитель на отдельные узлы устанавливает определённую норму пробега. Например, шведский производитель «Volvo» рассчитал, что ступицы должны служить около 1 млн километров, а двигатель – около 2-2,5 млн километров. Если показания одометра вызывают у вас сомнения, то попробуйте оценить состояние автомобиля визуально – внешний вид окраски кузова, тормозной системы, энергокамер может многое сказать о продолжительности и условиях эксплуатации тягача. Только нужно не забывать, что визуальный осмотр, как метод оценки состояния транспортного средства, подходит только для тягачей с пробегом не более 1 млн километров – впоследствии внешний вид подержанных грузовых автомобилей практически не меняется.
Отдельная тема – побывавшие в ДТП и впоследствии плохо восстановленные тягачи. Приобретая такое транспортное средство, покупатель может столкнуться с непредвиденными расходами на ремонт электропроводки, слишком быстрым или неравномерным износом шин. На практике бывают случаи, когда после неудачного восстановления геометрии кузова в тягачах выпадают стёкла или в кабине постоянно чувствуется сквозняк.
Могут ли чем-то помочь государственные учреждения?
На вторичном рынке всё ещё бывают случаи, когда недобросовестные продавцы «прикладывают руки» к одометру, чтобы уменьшить пробег. По словам начальника ГДТИ Генюса Лукошюса, пробег зарегистрированного в Литве тягача можно проверить на официальном сайте Ассоциации предприятий по проведению техосмотра «Transeksta». Однако, эта услуга поможет лишь в проверке зарегистрированных в Литве транспортных средств.
Если у вас всё же остались сомнения насчёт фактического пробега, мастера «Nika Servise» советуют подключить к тягачу компьютер и просмотреть информацию, хранящуюся в блоке управления. По этой информации можно установить, какое количество топлива тягач израсходовал за всё время его эксплуатации. Если к этим цифрам добавить средний расход топлива на 100 км, можно рассчитать предварительный пробег. Информация, хранящаяся в инфоблоке, также расскажет вам, сколько времени тягач работал с включённой передачей, и сколько на холостом ходу. Общее количество рабочих часов, которое водитель провёл за рулём тягача, тоже может пригодиться покупателю подержанного транспортного средства.
При покупке тягача с поддельным пробегом вы рискуете тем, что пределы рабочих ресурсов будут достигнуты внезапно, в самое неподходящее время. Когда вы знаете настоящий пробег, вы можете предотвратить незапланированные поломки, потому что все необходимые детали замените до того, как они выйдут из строя. Кроме того, когда у вас на руках полная информация о тягаче, вы можете рассчитать не только его стоимость, но и также и стоимость предстоящих ремонтных работ – а это может повлиять на ваше окончательное решение.
К сожалению, проверить информацию, хранящуюся в цифровых тахографах, вам не удастся, потому что ГТДИ её не собирает и не сохраняет – законодательными актами эта обязанность возложена на владельцев транспортных средств. Данные, снятые с тахографов во время проверок, могут быть использованы только в целях контроля, поэтому третьи лица в ГДТИ эту информацию не получат. Как не получат и информацию о нарушениях, сделанных на конкретном тягаче – штрафы получает не транспортное средство, а его водитель, поэтому ГДТИ не имеет права передавать личную информацию третьим лицам.
В вопросе «рабочей истории» тягача вам не поможет и Государственная налоговая инспекция – как редакции пояснила Аста Паликшайте, старший специалист Отдела просвещения и консультаций в Департаменте налоговой информации, согласно ч.1.ст.26. Закона о налоговом администрировании налоговый администратор предоставляет налогоплательщикам только консультации, касающиеся вопросов декларирования, начисления, уплаты налогов и других налоговых процедур, а также разъяснения к применению налоговых законодательных актов на практике.
В налоговом законодательстве нет обязанности, согласно которой владелец тягача должен платить за пройденные километры. В соответствии со ст. 17 Закона о прибыли, при расчёте налога на прибыль к допустимым вычетам можно отнести фактически использованное (без превышения установленных нормативов) топливо, которое использовалось компанией для получения дохода.
Согласно ч. 2. Ст.4. Закона о налоге за загрязнение окружающей среды, налог за загрязнение окружающей среды мобильными источниками загрязнения платят их владельцы (юридические и физические лица). К мобильным источникам загрязнения относятся в том числе и собственные или арендуемые транспортные средства.
Тарифы налога за загрязнение окружающей среды изложены в приложении № 5, однако, информация о том, какую суммы лица или предприятия заплатили в качестве этого налога, также не разглашается, поэтому для того, чтобы не купить «кота в мешке», вам придётся воспользоваться вышеизложенными советами.
Так или иначе, но при покупке подержанного тягача мы советуем провести его тщательную визуальную проверку и проверку его бортового компьютера. Только лучше не забывать, что подобную работу целесообразно доверить специалистам (официальным представителям, авторизированным сервисам, занимающимся поддержкой технического состояния тягачей конкретных марок), у которых есть всё необходимое для проверки оборудование.
cargonews.lt
Vidmantas Misevičius