Что нового на рынке грузовых электромобилей?
Не для кого ни секрет, что деловая среда перевозчиков отличается очень плотной конкуренцией, поэтому любая мера, которая может помочь существенно снизить затраты перевозчиков, крайне важна. На сегодняшний день основной «головной болью» перевозчиков является дорогое топливо. Эффективным решением этой проблемы могли бы стать грузовые автомобили, работающие на электродвигателях. Кроме того, такие автомобили могли бы быть весомым ответом на экологический вызов, так как дизельные агрегаты, на которых работает большинство современных грузовых автомобилей, очень не нравятся Европейскому Союзу. Поэтому настало время узнать, что нового появилось на рынке грузовых электромобилей.
«Nikola», но не «Tesla»
Когда мы говорим об электромобилях, многим из нас в первую очередь приходит в голову название «Tesla». Эта компания является лидером в производстве легковых электромобилей, поэтому многие склонны думать, что «Tesla» когда-нибудь предложит рынку и грузовой электромобиль. Такие планы на самом деле есть. В плане развития , представленном компанией в июле 2016 года, говорится: «Помимо потребительских машин, есть еще два других необходимых типа электрических транспортных средств: тяжелые грузовики и пассажирский городской транспорт. Они на ранних стадиях разработки и должны быть готовы в следующем году. Мы считаем, что „Tesla Semi“ значительно снизит стоимость грузового транспорта, одновременно повысив его безопасность и сделав управление действительно интересным». Иными словами, новости две: хорошая – грузовой электромобиль находится в стадии создания и должен появиться на свет уже в нынешнем году. Плохая – «ранняя стадия разработки» может затянуться на неопределённое время, а у перевозчиков его нет.
Между тем конкуренты «Tesla» (они, оказывается, есть, и что самое интересное, именно в сегменте грузовых электромобилей) не дремлют. В декабре 2016 г. американская компания «Nikola Motor» представила модель грузового электромобиля «Nikola One». Этот автомобиль можно не только «пощупать» на выставочном стенде, но и заказать.
Трэвор Милтон, руководитель «Nikola Motor», высказался о своём детище так: «Наша технология на 10-15 лет опережает всех производителей грузовиков по эффективности, расходу топлива и эмиссии. Мы единственные, кто делает грузовики с почти нулевой эмиссией и, тем не менее, превосходит дизельные с грузом в 36 тонн. Получить более 7000 предзаказов на сумму более $2,3 млрд, когда до официального появления осталось 5 месяцев — невиданное дело». Массовое производство грузовых этой модели «Nikola Motor» планирует начать в 2020 году. На ранней стадии производства компания намерена сотрудничать с другим американским производителем грузовой техники – «Fitzgerald». О техническом обслуживании первого грузового электромобиля должна будет позаботиться компания «Ryder».
Немного подробностей об этом «чуде на колёсах». Новинка относится к 8-ому классу тягачей (подобные тягачи предназначаются для перевозки больших грузов) и обещает запас хода в 1300-1900 км. Модель оснащена шестью электромоторами (по одному на каждое колесо), обеспечивающими суммарную мощность порядка 1000 лошадиных сил. Электромобиль приводится в движение электрическим приводом с батареей емкостью 320 кВт/ч, энергию для которой поставляет блок водородных топливных элементов. Изначально планировалось, что эту функцию будет выполнять двигатель внутреннего сгорания на природном газе (в первую очередь, сжиженном), но позднее компания решила остановиться на водороде, оставив возможность применения газа на определенных рынках (что очень актуально для Литвы, если учитывать возможности Клайпедского терминала СПГ). Одновременно этот автомобиль отличается не только исключительно комфортными условиями для водителя, но и массой других технологических преимуществ, в том числе и такими, которые ощутимо уменьшают его массу.
Однако, как и следовало ожидать, это «удовольствие» будет стоить довольно дорого. Производители точных цифр не называют, но в публичном пространстве промелькнули 375 тыс. долларов. Правда, первые американские покупатели получат весомые льготы (например, бесплатное техобслуживание), на которые в определённое время смогут рассчитывать и зарубежные клиенты.
Тут уместно задать вопрос – а что насчёт производства грузовых электромобилей думают крупнейшие европейские производители?
Европейский ответ
В середине 2015 г. в виртуальном пространстве промелькнуло известие о том, что тяжеловесный электромобиль, сертифицированный к работе на дорогах общего пользования, произвела (не поверите!) компания BMW. По словам представителя концерна в Литве, электрификацию автомобилей BMW считает неизбежной основой будущего дружественного к окружающей среде транспорта. Летом 2015 года BMW стал первым европейским автомобилепроизводителем, который для собственных логистических нужд начал использовать грузовой электромобиль. Этот 40-тонный грузовик работает без ущерба для чистоты окружающей среды, в рабочее состояние его приводит один-единственный электрический двигатель, который заряжается электроэнергией, получаемой из возобновляющихся источников. По подсчётам концерна, автомобиль с электрическим приводом защищает окружающую среду от 11,8 тонн CO₂ в год. Батарея грузовою электромобиля полностью заряжается в течение 3-4 часов. Этот принадлежащий концерну автомобиль был собран на конвейере голландской компании «Terberg». Но беда в том, что без подзарядки батареи оговариваемый автомобиль может пройти всего лишь 100 км. Кроме того, BMW специализируется на производстве легковых автомобилей, планов занять место на рынке грузового транспорта у неё нет, поэтому в серийном производстве эта модель не появится.
Лауринас Бричкус, руководитель отдела маркетинга в компании «Volvo Lietuva», в свою очередь отметил, что начиная с 2007 года, компания «Volvo» проводит исследования в области использования альтернативных энергетических источников и поиска наиболее оптимального (в экологическом плане) варианта. По словам генерального директора «Volvo Trucks» Клаэса Нильссона, «компания стремиться быть лидером в сфере электромобильности и постоянно достигать новых вершин в области экономии топлива и снижения уровня вредных выбросов. Мы верим, что в ближайшие годы, по мере всё большего перехода общества на возобновляемые источники энергии, значимость электромобильности и гибридных технологий будет только расти. Силовая установка нашей концептуальной модели была разработана с целью повышения эффективности перевозок, и тем самым мы стремимся способствовать переходу отрасли к энергоэффективным видам транспорта. Этот концептуальный грузовой автомобиль поможет нам получить ценные знания и опыт, которые пригодятся компании в дальнейшем развитии данных технологий».
Упоминая «концептуальный грузовой автомобиль», К. Нильссон имел ввиду модель «Volvo Concept Truck», представленную в мае 2016 года. На сегодняшний день эта модель усовершенствована. Новый прототип отличается не только улучшенными аэродинамическими свойствами, меньшим весом и сопротивлением качению, но и особыми гибридными (дизельными и электрическими) силовыми агрегатами. Правда, в ходе каждой стандартной магистральной перевозки на гибридной силовой установке автомобиль может работать не более 30% времени в пути.
На основании результатов своего исследования, американское агентство «California Air Resources Board» пришло к выводу, что тяжеловесные грузовые автомобили находятся на стадии поиска путей в мир перевозчиков (кстати, итальянская компания «Iveco» для повышения экологичности своей продукции решила вместо электроэнергии использовать биогаз). Между тем, как считает агентство, небольшие коммерческие электромобили становятся всё более доступными, поэтому уверенными шагами наращивают свою долю на рынке грузоперевозок.
«Лёгкий» сегмент
В сегменте небольших электрических и гибридных грузовых автомобилей, предназначенных для работы на коротких расстояниях, очень активно работают традиционные европейские производители грузовой техники. И это понятно – в отличие от Америки, где приоритетом автомобильного производства считается мощность и впечатляющие размеры, в Европе во все времена акцент делался на экономичность и дружелюбность к окружающей среде.
Так, в июле прошлого года компания «Daimler» на выставке в Штутгарте представила свой «Mercedes-Benz Urban eTruck» – грузовой электромобиль с общей допустимой массой 26 тонн, который без подзарядки батареи может проехать 200 км. Один специализированный портал даже назвал его «вполне реальным грузовиком». Серийное производство этой модели планируется начать в 2020 году (прямо какая-то заколдованная дата!), а до тех пор всю имеющуюся технологию компания задействует в производстве малотоннажных транспортных средств.
В линейке экологически чистых грузовых автомобилей от компании «Renault» имеется не одна, а несколько моделей. Это и 3-тонный электромобиль-рефрижератор «Renault Midlum» (он без подзарядки может пройти 140 км), и 4,5-тонный «Maxity Electric», в котором электроэнергию (с помощью электродов) производят водородные топливные элементы, и 16-тонный «Renault Trucks D» с 200-километровым запасом автономного пробега. Производитель заявил, что его цель – к 2020 году (опять эта волшебная дата!) найти экологически чистые решения, которые будут выгодны и эффективны как компании, так и её клиентам.
Scania» решила не изобретать велосипед, но её идею (кстати, она очень понравилась властям и жителям Лос Анджелес) простой не назовёшь. «Электрическая» мысль этой компании заключается в создании электрического грузовика-троллейбуса. Для этого в городах и/или пригородах нужно будет проложить сеть электрических проводов (наподобие троллейбусных или трамвайных линий), к которым грузовые автомобили будут подсоединяться с помощью пантографа. В тех местностях, где такой инфраструктуры нет, грузовые автомобили будут работать на другом виде топлива. С подробным описанием, как работает эта технология, можно ознакомиться здесь.
На сегодняшний день в линейке экологических автомобилей «Scania» есть модель P320 – это гибридный грузовой автомобиль, в котором установлен электрический двигатель и двигатель, работающий на биотопливе. Правда, электричества хватает всего на 45 км пробега, но всё равно этот грузовик очень симпатичный.
С лозунгом «Будущее в транспортировке грузов в больших и маленьких городах принадлежит электромобилям» всех на этом рынке решил обогнать «MAN». Производство грузовых электромобилей этот концерн начал с 26-тонного гибридного мусоровоза «MAN Metropolis», а в марте 2017 года представил концептуальную модель среднетоннажного электрического грузовика городского типа с практически «стандарным» автономным пробегом в 200 км и планами начать серийное производство этой модели уже в 2018 году. Одновременно этот автомобиль должен стать своего рода тестовой платформой, на основании которой в короткий период будут проводится разработки других электрических моделей с общей допустимой массой от 12 до 26 тонн.
Было бы странно, если бы в этой области ничего не преподнесли японцы. «Nissan» работает над проектом «e-NT 400», основной плюс которого заключается в том, что батарею грузового автомобиля, созданного на базе «Nissan Atlas», зарядить до 80 проц. её мощности можно за полчаса. Главный минус этой модели – короткое расстояние автономного пробега (всего 60 км). В случае 6-тонной модели «Mitsubishi eCanter» этот показатель несколько лучше (100 км), но до европейских аналогов он тоже «не тянет».
Что об автомобилях будущего думают перевозчики?
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что более активное продвижение грузовых электромобилей на рынок тормозят три основные проблемы – технология, высокая стоимость и, конечно же, недостаточно развитая для такого вида транспорта инфраструктура. Если подвести итог затрат на приобретение грузовых электромобилей и их эксплуатацию, то на сегодняшний день дешевле купить дизельный аналог (если только не случится чудо, и государство и/или ЕС не начнут предоставлять финансовые льготы, как в случае с возобновляемыми источниками энергии). В противном случае перевозчикам пришлось бы повышать стоимость своих услуг, а этого в условиях жёсткой конкуренции не может себе позволить ни один перевозчик.
Поэтому ничего удивительного, что перевозчики относятся к автомобилям будущего с некоторой осторожностью. Антанас Стончюс, директор транспортной компании «Vlantana», говорит, что компанию очень интересуют «чистые» автомобили (работающие на газе, электричестве и т.д.), так как это актуально в плане производственных затрат и высоких экологических требований, но говорить о переходе к работе на грузовых электромобилях ещё рано – нужно подождать, пока в этой области появятся определённые научные и практические результаты. Мнение А. Стончюса поддерживает и Донатас Ницкус, руководитель по логистике в компании «Baltic transline»: «Расходы на топливо составляют основную часть всех затрат транспортных компаний. Кроме того, производителям грузовой техники становится всё труднее соответствовать европейским экологическим стандартам, поэтому они вынуждены искать альтернативы, а нам, в свою очередь, необходимо работать на экономичных и экологически чистых транспортных средствах. Мы ждём, когда в производстве грузовой техники произойдёт технологический скачок, однако, перед тем, как думать о приобретении автомобилей существенного нового поколения, мы должны тщательно взвесить все положительные и отрицательные (в плане затрат) последствия подобного решения. Но я не сомневаюсь, что в Литве мы будем одними из первых, кто приобретёт такие автомобили».
Рамунас Фетингис, эксперт и ведущий телепрограммы «Autopilotas», очень точно подметил, что пока не произойдёт «аккумуляторная революция», грузовые электромобили из города не вырвутся. Даже самые передовые представители этого сегмента (тот же «Nikola One» или «Tesla») будут вынуждены работать на гибридной технологии, когда электрическую батарею заряжает обычный (бензиновый, дизельный, газовый, водородный или биотопливный двигатель). С другой стороны, будущее – хотим мы этого или нет – приближается к нам семимильными шагами…
Источник: cargonews.lt