Борьба с "Платоном" обернулась экономическими потерями
Забастовка водителей большегрузов становится в России значимым экономическим фактором. «В связи с проведением всероссийской стачки дальнобойщиков возникли сложности с выполнением контрактных сроков доставки товаров», – предупреждает своих российских дилеров одна из крупных иностранных компаний. Из многих регионов страны поступают жалобы на невозможность грузового транспортного сообщения. И ситуация с каждым часом обостряется.
На фоне угрозы возникновения дефицита машин и товаров в правительстве тем не менее обещают вернуться к обсуждению вопроса об отмене льготного тарифа и возвращению к изначально планируемому тарифу в 3,06 руб. за 1 км пробега. Об этом, в частности, сообщил вчера вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. «Вернемся (к этому вопросу. – «НГ»), только когда будут исполнены те поручения, которые дал премьер», – сказал он.
Напомним, еще в конце марта премьер Дмитрий Медведев провел встречу с представителями бизнеса в сфере автоперевозок, по итогам которой поручил рассмотреть ряд вопросов, в том числе упростить предоставление льгот по транспортному налогу для пользователей системы «Платон», подготовить предложения о введении скидок в зависимости от пробега автомобиля. Также было поручено представить предложения по господдержке лизинга большегрузных автомобилей и по совершенствованию системы весогабаритного контроля автомобилей. Тогда же Дмитрий Медведев пообещал «растянуть» экспериментальный период работы системы «Платон».
Изначально же предлагалось сделать тариф по системе в размере 3,06 руб. за 1 км, но позже было принято решение ввести льготный период. Так, сейчас тариф составляет 1,53 руб. за 1 км, а с 15 апреля составит 1,91 руб. за 1 км.
Однако такое «послабление» властей не слишком устроило бастующих дальнобойщиков. Объявленная 27 марта всероссийская стачка водителей большегрузов не сходит на нет. Из разных регионов страны поступают сообщения о все большем числе примкнувших к ней перевозчиков.
На сегодняшний день к акции протеста присоединились водители из Уссурийска, Хабаровска, Владивостока, Благовещенска, Читы, Челябинска, Иркутска, Приморья, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Саратова, Казани, Сочи и других городов. Активными участниками оказались дальнобойщики из Дагестана.
Какова сегодня общая численность митингующих водителей, неизвестно. Перед началом стачки в Объединении перевозчиков России (ОПР), координирующем действия бастующих, полагали, что в акции примут участие около 10 тыс. дальнобойщиков из 50 регионов.
Свою стачку перевозчики называют бессрочной и выдвигают властям несколько требований. Среди них – полная отмена системы «Платон» и транспортного налога (поскольку перевозчики уже платят налог – акциз в плате за топливо), строительство адекватной инфраструктуры для отдыха водителей на трассах, а также корректировка норм в сфере контроля весогабаритных параметров.
При этом в ОПР подчеркивают, что свои требования дальнобойщики выдвинули не от хорошей жизни. Они, в частности, указывают, что себестоимость пробега грузового авто составляет 35 руб/км. Это почти равно средней стоимости фрахта – 35–40 руб. за км.
С учетом ввода «Платона» за последние два года налоговые сборы с перевозчиков увеличились в три раза – со 150 тыс. руб. в год в 2015-м до 450 тыс. руб. в год в 2017-м, сообщают активисты.
Кроме того, участники акции обещали остановить доставку грузов по всей стране в знак протеста против системы «Платон». И некоторые сложности в доставке можно наблюдать уже сейчас. К примеру, компания Bosch в письме к дилерам и торговым сетям (копия письма есть в распоряжении редакции) сообщила, что «с 27 марта 2017 года в связи с проведением всероссийской забастовки дальнобойщиков по ряду направлений возникли сложности с исполнением контрактных сроков доставки заказов Bosch». «По поставкам, которые отгружаются с задержками, будем информировать вас дополнительно», – следует из письма компании.
При этом
география перебоев с поставками и список товаров довольно широки.
Так, сообщения о перебоях с поставками приходят из Красноярского края. «Приостановлены поставки овощей и фруктов с Китая. Сейчас Пасха на носу, уже звонят, заоблачные цены предлагают, чтобы мы поставляли яйца в город Красноярск, мы все отказываемся», – рассказывал региональным СМИ дальнобойщик Евгений Панков, подчеркивая, что в будущем следует ожидать напряженку с продовольственными товарами. Если же говорить о дефиците товаров, то на сегодняшний день ощущаются проблемы с перевозкой круп, продолжает руководитель компании «Автосоюз» Оксана Просяных.
В Алтае, как передают местные СМИ, к акции дальнобойщиков присоединились около сотни мелких грузоперевозчиков. Акция протеста не получилась массовой, но в отдельных сегментах транспортники смогли создать дефицит. «Сотня протестующих – капля в море. В Алтайском крае более тысячи перевозчиков. Но даже выпадение сотни игроков рынка способно создать небольшой дефицит транспорта», – отмечает директор транспортной компании «Сигма-5» Андрей Казанцев.
Как рассказал «НГ» один из участников рынка перевозок, дефицит транспорта наблюдается и в направлении Северо-Кавказского федерального округа. «Есть также сомнения и в сохранности груза и даже водителей. Многие собственники транспортных средств не отправляют машины в рейсы даже вместе с охраной», – рассказывает собеседник «НГ».
Отметим, ранее в СМИ проходили сообщения о том, что владельцам большегрузов, которые не желают участвовать в стачке дальнобойщиков, поступают угрозы. Об этом, в частности, сообщали активисты движения дальнобойщиков «12 тонн».
В целом же в результате стачки недозагрузка товарами на полках в магазинах вряд ли превысит 10%, рассуждают эксперты «НГ». «И речь будет идти здесь не о сетевых ретейлерах – так как у них система «дружбы» с «Платоном» уже налажена, а о средних и мелких единичных магазинах или небольших местных сетях», – полагает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Что касается регионов, то
в большей степени стихийные забастовки могут негативно сказаться на Алтайском крае, сибирских регионах, а также в некоторых регионах Центральной России,
продолжает он. «Кроме того, из-за бессрочного периода акций может образоваться дефицит некоторого вида товаров, например, накануне Пасхи может не хватать такого обязательного атрибута, как яйцо, или же цены на него поднимутся еще выше, чем обычно», – не исключает Яковенко.
При продолжении такой ситуации все жители крупных городов в скором времени смогут испытать проблемы с ограничением подвоза овощной продукции из теплых регионов,
замечает директор Центра агропродовольственной политики Академии народного хозяйства и госслужбы Наталья Шагайда. «Проблемы будут и у самих производителей этой продукции. Это регионы с высокой плотностью населения и не самым богатым населением. А продукцию нужно быстро довести из Дагестана в Москву. При этом уже через пару месяцев пойдет сезонная продукция из теплых регионов», – обращает внимание она.
Впрочем, в Объединении перевозчиков России «НГ» указали на повышенную активность диспетчерских компаний по поиску автомобилей. «Это свидетельствует о том, что действительно дефицит автомашин присутствует», – полагают в организации. Сообщают в объединении и о наличии продуктового дефицита в таких регионах, как Забайкалье и Дагестан. «Здесь в основном говорят о недостачи молочной продукции», – говорит председатель мурманского отделения ОПР Мария Пазухина. Могут страдать от дефицита и северные регионы РФ. «То есть от недопоставок продуктов могут пострадать регионы, где в соответствии с климатическими условиями производство таких продуктов питания, как молоко и мясо, невозможно или крайне мало и не закрывает потребность региона», – поясняет она.
Впрочем, наличие дефицита признают далеко не все. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) указали, что большинство компаний – членов АКОРТ пользуются собственным транспортом либо услугами крупных транспортных компаний, поэтому не отмечают перебоев с поставками продуктов из-за забастовки дальнобойщиков. «Поставщики также исправно доставляют продукцию в соответствии с договорами», – сообщают в ассоциации. Впрочем, в АКОРТ не исключают, что «возможны отдельные случаи несоблюдения условий поставок».
Между тем конфликт вокруг «Платона» далек от разрешения. «В Москве на Хохловском переулке, 10, на выходе из здания, где проходила пресс-конференция о стачке перевозчиков, два человека в штатском с удостоверениями сотрудников полиции схватили Рустама Малламагомедова, активного участника движения дальнобойщиков, затащили в машину без номерных знаков и увезли в неизвестном направлении», – сообщают в ОПР.
А вечером 5 апреля стало известно, что полиция разогнала акцию дагестанских дальнобойщиков у Тухчара.