0
06:01

Актуальные вопросы в области страхования перевозчиков

Сегодня перевозчики сталкиваются с множеством проблем, ограничивающих их конкурентоспособность. Одна из них – дорожающее страхование, которым заинтересовалось даже правительство.
02 Апреля 2017  00:00

Актуальные вопросы в области страхования перевозчиков

Сегодня перевозчики сталкиваются с множеством проблем, ограничивающих их конкурентоспособность. Одна из них – дорожающее страхование, которым заинтересовалось даже правительство. Кроме того, иногда бывает трудно предусмотреть порядок и объём страховой защиты на случай специфического инцидента, поэтому важно разобраться, что на сегодняшний день происходит на страховом рынке, и могут ли перевозчики чувствовать себя уверенно в самых неожиданных ситуациях.

 

А если бы это был мост!?

Давайте представим, что водитель грузового автомобиля попал в аварию, в которой сильно пострадал не только грузовой автомобиль и находящийся в нём груз, но и имущество третьих физических и/или юридических лиц. Например, от сильного удара груз выпал из грузового отсека и нанёс серьёзный ущерб мосту. Не нужно быть сильно одарённым в математике, чтобы понять, что в денежном выражении ущерб будет очень большой. Если к подобной ситуации добавить такой небольшой нюанс, что авария произошла не на территории Европейского Союза, водитель может не на шутку растеряться. Возникает вопрос – есть ли у перевозчика возможность застраховаться от подобных ситуаций, или в подобных случаях на страховые компании не нужно рассчитывать?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, редакция решила провести простой эксперимент – под видом обычного клиента сотрудник редакции обратился в филиал одной из крупнейших страховых компаний и попросил уточнить интересующие его моменты.  Новости две: хорошая – страховщики могут помочь даже в самой сложной ситуации. Плохая – любая прихоть будет исполнена за ваши деньги (т.е. если вы собираетесь своим транспортом рушить мосты или виадуки, будьте готовы выложить на стол несколько тысяч евро).

Начнём с основ. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) – это вид страхования, который обеспечивает возмещение ущерба и убытков, которые были причинены другому автомобилю, жизни и здоровью пассажиров по вине владельца транспортного средства.  Иными словами, ОСАГО застраховывает ответственность владельца транспортного средства по отношению к другим участникам дорожного движения. Между тем страхование КАСКО – это добровольный вид страхования, в отличие от ОСАГО, этот вид страхования застраховывает транспортное средство как собственность его владельца на случай, если транспортное средство подвергнется повреждению вследствие ДТП, стихийных бедствий, пожара, противоправных действий третьих лиц, падению деревьев и т.д. Так же в ущерб входит полная гибель транспортного средства. «Третьи лица» – это в том числе и государственное имущество (инфраструктура, остановки общественного транспорта, светофоры и т.д.).

Грузовладелец или грузополучатель может застраховать свой груз (вне зависимости от того, на каком виде транспорта он перевозится) от пожара, взрыва, падения деревьев и других подобных бедствий. Между тем ни один перевозчик не решится работать без CMR страховки (правильно это называется Добровольным страхованием гражданской ответственности перевозчика для международных перевозок) – это его защита от финансовых обязательств за утрату или повреждение груза в результате ДТП, намокания, пожара, опрокидывания транспорта, переохлаждения или перегрева груза, угона автомобиля с грузом, кражи, грабежа, а также за финансовые убытки вследствие просрочки в доставке груза или нанесения  имущественного вреда третьим лицам.

 

Следует отметить, что страхование распространяется как на перевозки внутри Литвы, так и на перевозки за рубежом. В данном случае страховую защиту обеспечивает так называемая «зелёная карта» (она может быть краткосрочной или долгосрочной). Но есть один нюанс. Сотрудник страховой компании показала журналисту список 48-и стран, в которых действительна «зелёная карта». Интересно то, что в нём можно найти как европейские страны, так и страны бывшего советского пространства, но не все. Например, в списке есть Россия, Беларусь, Украина, даже Азербайджан, но нет Армении, Грузии и стран Центральной Азии. Перевозчики, которые едут в страны, не включённые в зону действия «зелёной карты», должны запастить страховыми документами соответствующих стран.

Таким образом, можно делать вывод, что перевозчик может застраховаться от всех (или практически от всех) бед. Только при этом он обязан позаботиться о безопасности автомобиля и находящегося в нём груза. Международные перевозчики должны учитывать специфику стран, в которых они работают. И, наконец, каждый перевозчик должен понимать, что на страховую выплату он может надеяться в том случае, если во время инцидента его водитель соблюдал все требования безопасности (был в трезвом состоянии, отдыхал согласно требованиям режима труда и отдыха), а автомобиль находился в технически надлежащем состоянии.

Всё остальное – вопрос стоимости страхового полиса, которая зависит не только от специфики груза и маршрута перевозки, но и от условий страхового рынка. В этом контексте в Литве разгорелась жаркая дискуссия, потому что перевозчиков шокировали новые цены на страховые услуги.

 

Перевозчики против страховщиков

 

На сайте уже была опубликована информация о то, что перевозчики бьют тревогу по поводу условий страховых договоров, так как в последнее время они стали выходить за рамки здравого смысла. Некоторые перевозчики говорят, что стоимость полисов ОСАГО подорожала в 3-4 раза. Ассоциация «Linava» считает, что сложившаяся ситуация нарушает нормальную работу транспортных компаний, она отрицательно сказывается на международной конкурентоспособности литовских перевозчиков и на количестве рабочих мест.

В свою очередь, страховые компании объясняют свои действия тем, что, например, литовские перевозчики создают высокий уровень риска и тем, что услуги ремонта грузовых автомобилей становятся дороже. Но главное, как считают страховщики, в том, что в последнее время страховые услуги падали в цене из-за жёсткой конкуренции, и такая ситуация не могла продолжаться вечно. Как сказал Томас Ненартавичюс, директор Департамента страхования в компании «ERGO Insurance», «мы столкнулись с ситуацией, когда дешёвые страховые услуги обернулись против страховщиков. Долгое время полисы ОСАГО стоили очень дёшево, они были, наверное, самыми дешёвыми в Европе. Безусловно, такое положение дел устраивало перевозчиков, но страховой рынок терпел убытки. Низкая стоимость услуг не может быть бесконечной, поэтому сейчас страхователям приходится платить гораздо больше». Правда, если взглянуть на стоимость страховых услуг в соседних странах, то нельзя не согласиться с мнением Эрландаса Микенаса, который сказал, что «у иностранных страховщиков и аппетит меньше, и деловая этика на более высоком уровне, и уровень профессионализма в плане представления интересов клиента намного лучше».

Страховщики также утверждают, что страхование становится всё более индивидуальным, условия страхования зависят от множества критериев, которые могут не только повысить, но и снизить стоимость страховой услуги. Однако, эффекта от «индивидуального подхода» перевозчики не чувствуют – они, в первую очередь, почувствовали повышение цен. И объясняют это обстоятельство очень просто – конкуренции на страховом рынке нет, следовательно, страховщики могут заниматься «легальным рэкетом». Кроме того, в сегменте грузоперевозок образовался избыток заказов, что снижает заинтересованность страховщиков в новых клиентах, так как они являются потенциальным источником дополнительных затрат.

***

Подводя итог, можно сказать, что перевозчики могут застраховаться практически от всех бед, но проблема заключается в стоимости услуг. Похоже, что рассчитывать на падение цен не приходится. Страховщики придерживаются позиции, что их «расценки» просто выровнялись, Банк Литвы и Совет по конкуренции признаков «нездорового» рынка не видят (хотя готовы учитывать конкретные факты злоупотребления), а правительство всего лишь готовится ко встречам со всеми заинтересованными группами. Похоже, что скорого решения проблемы не будет, поэтому транспортным компаниям, по всей видимости, придётся привыкать «к хлебу за 10 евро», самим заниматься поиском доказательств отсутствия конкуренции на страховом рынке или прибегать к решительным мерам протеста.

 Источник:cargonews.lt

Авто

читать больше