0
06:44

Перевозчик не всегда знает, как водитель «мошенничает» с авто

Минувший год отошел в прошлое, а риски, спровоцированные пандемией, – остались.  Поэтому по просьбе двух порталов – infotrans.by и transportal.by – руководитель транспортной компании «Янстронг» Дмитрий Воронцов  продолжает навигацию в мире страховых услуг.  На сей раз – вместе с ЗАСО «Белнефтестрах» и его  генеральным директором Анатолием Чайчицем.

– Анатолий Николаевич, 2020 год отошел в прошлое. Насколько результативным был он для компании «Белнефтестрах»? И каковы ваши прогнозы на 2021-й?

– Мы, наверное, одна из немногих компаний, которые в условиях непростой экономической и политической обстановки свои бизнес-планы не только выполнили, но и перевыполнили. Более того, прирост по добровольным видам страхования в прошлом году у нас составил 26 процентов к уровню 2019 года. Да, весь рынок просел по «Зеленой карте», поскольку границы были закрыты. Есть ряд сегментов, где потери исчисляются миллионами евро. Тем не менее, мы смогли компенсировать эти убытки за счет других видов страхования. И по результатам прошлого года на белорусском рынке по брутто-премии мы заняли третье место, по нетто-премии – вышли на вторую позицию.

В нынешнем году многое будет зависеть от курса валют, внешних обстоятельств, которые могут оказать очень большое влияние на работу наших клиентов и нас, соответственно. Работать, думаю, станет труднее, так как сокращается объем свободных средств, прежде всего, у населения. Надо понимать, что «Белнефтестрах» – компания изначально ориентированная на нефтяную отрасль. Но более 80 процентов нашего портфеля сегодня – это гражданский рынок. 

Страховой ритейл (или розничное страхование), который особенно активно развивался на протяжении двух предыдущих лет, для Беларуси – довольно новый тренд. Во всех странах Восточной Европы это тенденция развития последнего десятилетия, тогда как западные страны все это пережили 30 лет тому назад. Прежде всего, речь – о страховании жизни и здоровья. Кстати, по добровольному медицинскому страхованию в прошлом году мы значительно приросли.

– Тем не менее, у каждой компании есть свой клиент. Типичный ваш клиент – кто это?


– Трудно сказать. Как клиентоориентированная компания мы готовы работать с любым клиентом, который адекватно воспринимает необходимость механизмов страховой защиты. Если говорить о корпоративных клиентах, то для бизнеса, особенно для крупного, мы выступаем порой как своего рода инспектор рисков. На долю крупных предприятий приходится более половины поступлений именно от корпоративного бизнеса. Но мы не меньше заточены на работу со средним и малым бизнесом. Одна из наших задач – развитие отношений в том числе с международными автоперевозчиками, несмотря на то, что это довольно сложный сегмент, с высоким уровнем страховых выплат, в частности, по Каско.

Кстати, назову еще одну прошлогоднюю тенденцию: страхование в 2020-м во всем мире подорожало, в среднем примерно на 19 процентов. Объясню, почему. Финансы традиционно кочуют из сферы услуг в сферу производства, в зависимости от того, какая из них наиболее рентабельна для инвестора в данный момент. В прошлом году деньги из сферы услуг во всем мире эмигрировали в сферу производства. Напрямую с пандемией это не связано, но она, конечно же, сыграла здесь свою отрицательную роль. Падение производства, рецессия… Настороженность и тревожное ожидание, чем же все закончится... Многие инвестфонды в итоге начали переводить деньги в золото. На мировом рынке страхования возникла нехватка денег. Есть в том «вина» и техногенных катастроф. Взять хотя бы взрывы и пожар в морском порту в Бейруите – по самым скромным оценкам, убытки от этой катастрофы составили 60 миллиардов  долларов. 

Страхование, наверное, единственное у нас в Беларуси дешевело, когда все остальное дорожало. Но теперь этот тренд развернется в совсем другую сторону, хоть и не по всем видам страховых услуг. 

– Каков самый дорогой полис в вашей компании?

 Страхование Мозырского нефтеперерабатывающего завода: предприятие оценено в более чем миллиард долларов.  Сейчас такую же работу мы ведем по «Нафтану». При имущественном страховании таких больших объектов осуществляется риск-сюрвей. 

– В последние годы, как вы уже упомянули, Анатолий Николаевич, набирает обороты розничное страхование, а точнее – страхование жизни и здоровья. На что страхователю, на ваш взгляд – взгляд профессионала, нужно обращать внимание в этом случае?

– Любая услуга стоит денег. В данном случае страховая компания выступает своего рода консолидатором услуг, которые оказывают страхователю медицинские организации. И цена медицинской страховки формируется из цен, которая сформировались в здравоохранении.

Думать, что дешевый полис вас от всего защитит, конечно же, легкомысленно. Полис стоимостью примерно 50-70 рублей, скорее всего, будет включать в себя очень ограниченный функционал, возможность воспользоваться буквально несколькими услугами, причем не самыми дорогостоящими. Понятно, что в Беларуси здравоохранение бесплатное, но если ты хочешь полечиться хорошо и в хороших условиях – плати. Цена услуги не всегда является критерием качества, но более дорогой страховой полис оставляет больше шансов на то, что услуга будет соответствовать вашим ожиданиям. Так, например, 90-процентную вероятность покрытия медицинских расходов застрахованного лица в случае страхования жизни и здоровья работников предприятием у нас, на белорусском рынке, может обеспечить страховой полис стоимостью порядка 300 долларов в год в эквиваленте. Аналогичная страховка в Западной Европе будет стоить около полутора тысяч долларов.

– Сейчас в Беларуси 13 страховых компаний. Как выбрать  из них ту, с которой будет приятно работать?

– Надо понимать, что страховые компании, как говорят в народе, продают убытки. Поэтому важное значение при выборе страховщика имеет то, как качественно и быстро он урегулирует все вопросы при наступлении страхового случая. То есть, первый важный критерий – полнота возмещения ваших убытков. Второй – насколько забюрократизирована сама процедура, работает ли в страховой компании принцип «одного окна». То есть, то, насколько оперативно решает компания все вопросы. Но узнать это, скорее всего, удастся лишь в процессе работы со страховой компанией, при наступлении страхового случая. Только лишь по марке автомобиля тоже невозможно сразу составить представление о том, что это за автомобиль, как поведет он себя на дороге.

Но в случае со страховыми компаниями все-таки можно посмотреть рейтинг на сайте Белорусской ассоциации страховщиков. Он является достаточно объективным и позволит выбрать страховую, опираясь на цифры. Ведь, согласитесь, трудно от страховщика с убытками ожидать быстрых выплат при наступлении страхового случая, даже если условия страхования у него очень привлекательные.

Что касается компании «Белнефтестрах» (наш официальный интернет-ресурс -- https://www.bns.by), то это страховщик с огромным опытом, который на отечественном рынке страховых услуг работает вот уже 25 лет. И наши специалисты с готовностью помогут вам, нашим потенциальным и действующим клиентам, найти ответы на все интересующие вас вопросы. Будем рады взаимовыгодному сотрудничеству.

– Исходя из вашего, Анатолий Николаевич. опыта, какой автомобиль – самый безопасный? И где в Беларуси живут самые дисциплинированные перевозчики?

– Чем больше автомобиль – тем более он безопасен для водителя и пассажира. Но самый главный фактор безопасности – все-таки у нас в головах.

По регионам – однозначно сказать нельзя, что вот тут живут более дисциплинированные перевозчики, а там – менее. В Беларуси международный автотранспорт распределен очень неравномерно. Выше всего концентрация перевозчиков, по нашей оценке, в Брестской и Гродненской областях. Довольно много перевозчиков в Гомельском регионе. Больше всего страховых случаев, из практики нашей компании, фиксируется в Брестской области. Но там, повторю, и больше всего перевозчиков!

– А можете вспомнить самый курьезный страховой случай, связанный с автомобилями?

– Их огромное количество! Навскидку приведу такой пример: девушка купила новый автомобиль в салоне, там же застраховала его и сразу же отправилась на соседний шиномонтаж, чтобы поменять «резину» на зимнюю. Другая девушка на машине, разворачиваясь там, раздавила ей колпак на диск, который успел снять и отложить в сторону мастер. Получилось, что человек и километра не отъехал на новом автомобиле от салона – а страховой случай уже наступил!

С профессионалами был такой случай: две фуры столкнулись на стоянке в Испании. Оба водителя оказались белорусами, и застрахованы были в одной компании.

Это можно отнести к курьезным. Ну, а самые типичные страховые случаи в международных автоперевозках – связаны с несоблюдением правил перевозки, с тем, что груз не был должным образом закреплен. В части крепления груза нам нужно поучиться у скандинавов и немцев.

– Как часто сталкиваетесь со страховым мошенничеством, если говорить об автомобилях?

– Довольно часто. Чаще чем в Евросоюзе, где страховое мошенничество с транспортом достигает примерно 10 процентов. И способствует этому так называемый Европротокол, который позволяет в определенных случаях обойтись без вызова ГАИ на место ДТП. Что касается рынка перевозчиков, то зачастую, думаю, собственники бизнеса даже не знают о том, как можно «смошенничать» с их автомобилями. Например, был случай, когда побитая «противотуманка» за короткий промежуток времени сменила несколько тягачей...

 

У наших читателей есть возможность  задать свои вопросы нашим собеседникам. Их можно выслать на http://www.instagram.com/dmitry_varantsov. Мы выберем лучшие. А самых активных читателей ждут призы.

Новости компаний

читать больше