0
04:24

БТА-банк. Три вопроса о пандемии, экономике и логистике

Вот и ушли в прошлое главные события этой осени для любителей спорта – футбольный турнир и теннисный чемпионат под названием Carriers Cup. Оба юбилейные, кстати.

Конечно, пандемия внесла свои коррективы в их расписание. Но главное, как говорили многие участники в личной беседе, – это то, что Carriers Cup все-таки состоялся. Невзирая на пандемию.

Кто-то из постоянных участников наших спортивных турниров в 2020-м не смог принять в состязаниях участие. Но были и приобретения – и новые игроки, и новые партнеры. Сразу в двух этих группах участников Carriers Cup в нынешнем году был представлен БТА-банк.

Он не только стал генеральным партнером турнира по мини-футболу и теннисного чемпионата Carriers Cup. Футбольная команда БТА-банка, к слову, нынешней осенью на «домашнем» стадионе ФК «Минск» дала серьезный бой даже более опытным соперникам.

Об участии в двух спортивных событиях и о том, чем запомнится этот год бизнесу, мы поговорили с управляющим директором БТА-банка (и, к слову, активным игроком корпоративной футбольной команды) Андреем Киселевым:

Наш банк выступил не только генеральным партнером спортивных турниров Carriers Cup, но и поучаствовал в состязаниях по мини-футболу и большому теннису. Многие сотрудники БТА-банка в свободное время играют в мини-футбол. Поэтому мы воспользовались возможностью показать нашу команду на новом спортивном уровне, поддержать корпоративный дух. И, конечно же, познакомиться ближе с нашими, возможно, будущими клиентами, – рассказал собеседник. – В теннисном турнире Carriers Cup, чуть позже, честь нашего бренда защищали заместитель председателя правления БТА-банка Дмитрий Кулевацкий и главный бухгалтер Татьяна Ковалева.

БТА Банк сегодня – это динамично развивающийся банк, мы занимаем одну из ведущих позиций среди небольших белорусских банков. И предоставляем широкий спектр банковских услуг для компаний и частных лиц. В их числе – немало белорусских перевозчиков. Думаю, что около 10-15 процентов наших клиентов имеют прямое отношение к сфере транспорта и логистики. Но если смотреть шире, считаю, что все наши клиенты в той или иной мере связаны с перевозками и логистикой. Весь бизнес в Беларуси, по сути, построен на транзите, или ориентирован на экспорт. Что совершенно естественно для транзитной страны. Казахстан (а БТА Банк – это банк с казахстанским капиталом и я являюсь гражданином Республики Казахстан) – тоже транзитная страна, своего рода ворота из Китая в Европу. У нас много общего. И роднит наши страны также то, что по территории Беларуси и Казахстана проходил когда-то и проходит сейчас Великий Шелковый путь. С той лишь разницей, что в давние времена грузы по нему везли верблюды, а сейчас – большегрузные автомобили. Финансирование таких вот современных 40-тонных «верблюдов» – одно из направлений нашей работы.

– Наверняка, это самая востребованная услуга для транспортных компаний в Беларуси?

– Так и есть, кредитование бизнеса и услуги факторинга – одни из самых востребованных в БТА-банке. Но наша «фишка» состоит в том, что мы, как небольшой по масштабам банк, можем предложить клиентам, действительно, индивидуальный подход. Мы готовы слушать и слышать каждого нашего клиента.

– Тем не менее, нынешний год вряд ли можно назвать удачным для бизнеса – и транспортного в том числе. Как это отразилось на вас и ваших клиентах?

– В момент первой волны пандемии мы отметили снижение деловой активности. Главным было – не упасть за это время в пропасть. Поэтому каких-либо активных действий, как со стороны бизнеса, так и банковской сферы, в этом году не предпринималось. На кредитовании это, конечно, тоже сказалось. Были ужесточены правила выдачи кредитов, например, в части залоговой базы. Но те, кто хорошо разбираются в бизнесе (как правило, это крупные компании), понимали, что кредит сейчас получить сложно. И даже где-то осторожничали сами. Те, кто в бизнесе разбираются хуже, за кредитами – да, обращались. Но любой кредит запрашивается всегда для чего-то. Если клиент говорит, мол, дайте кредит – хочу купить грузовик и ездить в страну, которая сейчас закрыта, возникает закономерный вопрос: как фирма будет работать дальше и с какого заработка осуществлять платежи по кредиту? В этом случае банк может выступить как финансовый эксперт для своего клиента и помочь ему в трудное время не наделать ошибок, сохранить бизнес. Наши эксперты рассматривают любую заявку, аналитики работают – и, в том числе, комментируют отказы в получении кредита. Рассказывают, где в той или иной идее нашего клиента есть слабые места, какие существуют риски.

В нынешнем году мы сконцентрировали свое внимание на уже наработанной клиентской базе. На трудностях своих «старых» клиентов, а не на привлечении новых.

В ситуации, когда закрылись границы, «обмелели» грузопотоки и перед некоторыми нашими постоянными партнерами-перевозчиками встал вопрос финансовой устойчивости, мы всем им пошли навстречу – согласились на отсрочку платежей по основному долгу. Прекрасно понимая, что в этой никем не прогнозируемой ситуации с коронавирусом нет их вины. Не из-за своих просчетов перевозчики столкнулись с проблемой задержек платежей; для кого-то из них в разгар первой волны пандемии не было работы, и транспорт простаивал. Эти сложности просто всем нам нужно было переждать. В итоге все наши клиенты остались на плаву, а нам удалось избежать роста проблемной задолженности и сохранить стабильную работу банка. К осени мы увидели, что ситуация начала стабилизироваться.

– Когда, на Ваш взгляд, можно ожидать восстановления допандемического уровня в работе международного автомобильного транспорта?

К сожалению, вторая волна пандемии уже стучится в двери. Но радует, что Всемирная организация здравоохранения не настаивает на жестких карантинах – все понимают, что это гибель экономики. Полагаю, что до карантина, действительно, не дойдет, хотя на моей Родине, в Казахстане, сейчас, например, вводятся очень жесткие ограничения. Но год скоро заканчивается. А январь и февраль – это всегда время снижения деловой активности. Надеюсь, к весне все вернется на круги своя. В том числе в сфере транспорта и логистики.

Carrier’s Cup

читать больше