0
04:42

Участились случаи привлечения к административной ответственности в связи с недекларированием или недостоверным декларированием товаров

Несколько советов для снижения рисков привлечения к административной ответственности
20 Сентября 2018  10:52

Участились случаи привлечения к административной ответственности в связи с недекларированием или недостоверным декларированием товаров

Со вступлением в силу с 31 января 2018 года изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», которыми практически отменена конфискация предметов административных правонарушений (за исключением вещей, изъятых из оборота), а также исключена возможность обращения в доход государства товара при прекращении таможней производства по делу в связи с неустановлением виновного лица по ч. 1 и ч. 3 ст. 14.5 КоАП, участились случаи привлечения к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП международных грузоперевозчиков, которые осуществляют декларирование товара на стадии транзита при въезде на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Таможенный орган при этом исходит из того, что именно перевозчик согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) выступает декларантом перемещаемого товара, предъявляя таможенному органу при въезде в Республику Беларусь комплект товаросопроводительных документов, которые выступают в качестве транзитной декларации. При этом положения Конвенции КДПГ и Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», во внимание не принимаются, так как относятся к сфере регулирования частных отношений (договорных), а не публичных (административных).

Штрафные санкции в соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 14.5 КоАП предусматривают ответственность в виде штрафа в размере до 30% от стоимости предмета административного правонарушения.

Справочно. Статья 14.5. КоАП «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров».

1. Недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.1, 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до тридцати процентов от стоимости предмета административного правонарушения.

2. Недекларирование перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза физическими лицами подлежащих таможенному декларированию наличных денежных средств и (или) дорожных чеков -

влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией незадекларированных наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в части превышения над суммой, перемещение которой через таможенную границу Евразийского экономического союза допускается без таможенного декларирования, или без конфискации.

3. Представление таможенному органу при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах (за исключением сведений о классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза), либо представление в целях помещения товаров под таможенную процедуру недействительных документов, либо использование в этих целях поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, если указанные действия послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, или занижения их размера, или неприменения запретов и (или) ограничений, установленных законодательством Республики Беларусь, и (или) международными правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, -

влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до тридцати процентов от стоимости предмета административного правонарушения.

Примечание. 1. Под недействительными документами, указанными в настоящей статье, следует понимать поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам.

2. Лицо, совершившее деяние, предусмотренное частями 1 или 3 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности в случае добровольного письменного обращения декларанта или таможенного представителя в таможенный орган о допущенном нарушении с одновременным представлением таможенной декларации и документов, на основании которых она заполнена, либо документа о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию с приложением необходимых документов, если на дату, предшествующую дате поступления обращения и регистрации представленных документов, соблюдены следующие условия:

таможенный орган не обнаружил административного правонарушения;

таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или его представителя о проведении таможенного контроля, если такое уведомление обязательно, либо не начал проведение таможенного контроля без уведомления, если такого уведомления не требуется.

В целях снижения рисков привлечения к административной ответственности по ст. 14.5. КоАП полагаем возможным в качестве превентивных мер использовать следующие рекомендации экспертов-юристов и адвокатов:

1. Предусматривать в договорах на перевозку груза условие, позволяющее перевозчику требовать с заказчика автомобильной перевозки возмещения вреда, вызванного привлечением перевозчика к административной ответственности по причине недостоверности сведений о товарах, указанных в товаросопроводительных документах.

2. Отказываться от декларирования груза, перемещаемого транзитом, с возложением в договоре перевозки груза такой обязанности на отправителя или получателя груза, в том числе посредством использования услуг, расположенных в пунктах таможенного оформления таможенных представителей.

3. Предусматривать в договоре перевозки право перевозчика присутствовать при загрузке груза, а также осматривать непосредственно сам груз, а не его внешнее состояние и упаковку, на предмет его соответствия сведениям, указанным в товаросопроводительных документах.

4. В целях привлечения к участию в деле об административном правонарушении грузовладельца (заказчика) ходатайствовать о наложении таможенными органами ареста на груз (товар), как находящийся во владении перевозчика, до момента передачи товара отправителю, в соответствии со статьей 8.7. Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

5. Ходатайствовать о привлечении к делу об административном правонарушении представителей грузоотправителя, грузополучателя, экспедитора, имевших отношение к оформлению документов, в соответствии со ст. 2.4. КоАП.

6. В случае перевозки дорогостоящих грузов, а также грузов, классификация которых вызывает сомнение, обращаться в таможенные органы за получением предварительного решения о классификации товаров в соответствии со статьей 21 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Авто

читать больше