0
03:43

Почем для дальнобойщика «американская мечта»?

Устроиться дальнобойщиком в США Баиру Мункуеву помог земляк из Бурятии, который сам до этого работал на белоруса. Но надеяться на выходцев из СНГ Баир все-таки не советует. Американцы – более порядочные. Они не экономят на своих сотрудниках. Ни за счет контрактов, ни за счет страховки, ни за счет «бонусов» или отпусков…

Если не повезло «войти в IT», то вариантов у мигрантов в Америке не очень много. Стать водителем-дальнобойщиком – один из самых популярных. При этом на Родине мало кто из «водил» пробовал такой «кусок хлеба» и вряд ли морально готов к тому, чтобы стать «бомжом на колесах». Именно так приветствуют бывалые дальнобойщики в США тех, кто только-только приходит в профессию.

 Для старта многие эмигранты выбирают грузовики поменьше. Они тоже ездят на большие расстояния, но их работа не требует специальной лицензии и сдачи специального экзамена, и не нормируется. Кроме того, учиться на большегруз в Америке довольно дорого.

Есть у маленьких грузовиков, или бакс-траков, и другие преимущества: им открыты города и стоянки для легковых авто, и их не останавливает весо-габаритный контроль. Но на этом «плюсы» заканчиваются – начинается трудная жизнь. Из-за больших расстояний и дорогостоящего ремонта автомобиль нужно уметь ремонтировать самому. И оплата труда, по сравнению  с фурами, на легких грузовиках в полтора-два раза меньше. Если ты наемный водитель, – получать будешь около пяти тысяч долларов ежемесячно. Если владелец бакс-трака – шесть-семь тысяч.

В классе большегрузов заработки получше: водитель получает от восьми тысяч долларов в месяц, владелец грузовика «может рассчитывать уже на 12», –  так написал портал infpol.ru со ссылкой на бурятского общественного деятеля и эмигранта Булата Шагжина, который в своем блоге регулярно рассказывает о жизни соотечественников в США. Разница в доходах наемных работников и «хозяев» чревата тем, что все водители, в конце концов, стремятся приобрести грузовик в лизинг и начать работать на себя.

Баир Мункуев – не исключение. Но в интервью газете «Новая Бурятия» он рассказал не только о своей «американской мечте». О тернистом пути к ней –  тоже.

За руль трака эмигрант из России сел не сразу. До того полгода пришлось потрудиться монтажником-высотником на стройке в Атланте, пока ему не дали право на работу и не присвоили номер социального страхования. Тогда понял: в 55 лет высотная работа – это уже слишком! И снова решил круто изменить жизнь. Подготовился и сдал экзамены в американской автошколе. Но вождение по городу бывшему бурятскому таксисту далось лишь со второго раза.

Стаж в профессии дальнобойщика Баир начал с бакс-трака. Поэтому заработок у него пока маленький. При этом работать на фургонах и среднетоннажниках приходится больше, чем на большегрузе. За сутки Баир проезжает от 500 до тысячи миль (одна миля – это примерно 1,6 километра). Однако за время «дальнобоя» случалось преодолевать расстояния и в 1400 миль. Новую машину неопытный дальнобойщик получил не сразу. Сначала отъездил на старом «Форде» 2008 года. Теперь уже «катается» на новом японском грузовике Hinо 268. Это, говорит, идеальная машина для такой работы. Хотя все, конечно же, познается в сравнении.

В американском «дальнобое», несмотря на многолетний водительский стаж, Баиру пришлось заново пережить то, с чем обычно сталкиваются совсем «зеленые» выпускники автошкол: это страх перед дорогой, перед огромными развязками, когда на скорости боишься пропустить нужный  поворот… Потому что, если пропустишь, будешь вынужден проехать десятки километров просто для того, чтобы развернуться.

Но самым сложным для эмигранта оказались загрузки и разгрузки. Ищешь это место – а потом ждёшь. Иногда очень долго, больше суток. Не хватает познаний в английском – приходится прибегать к услугам переводчика. Но даже на шестом десятке Мункуев еще намерен поступить в американский университет и таки выучить английский язык!

Бытовые сложности у эмигрантов тоже есть. Первое, с чем придется столкнуться, –  это поиск жилья. Баира Мункуева на две недели приютил земляк. Затем он переселился в Нью-Йоркский хостел и платил по сто долларов в неделю. Это – самое дешевое жилье в мегаполисе. И далеко не самое комфортабельное. Соседство с наркоманами и проститутками, жизнь среди крыс и тараканов в таком заведении – норма. Поэтому сейчас Баир, можно сказать, доволен: «Спишь и живёшь в дороге, в кабине, не нужно платить за аренду жилья и электричество». Экономить помогает и то, что он редко ходит в рестораны и чаще готовит сам себе: для этого в машине есть плитка.

Работа сказывается на здоровье: часто болят суставы. Но эмигрант-дальнобойщик трезво смотрит на жизнь. «Здесь пашешь, но зарабатываешь, а в России часто пашешь или не пашешь – всё равно не зарабатываешь», – так сказал он в интервью землякам-журналистам. Поэтому следующая цель для Баира – получить права CDL, на «большой трак». Дальнобойщик с правами на большегруз без куска хлеба в Америке не останется.

Авто

читать больше