Причины в насыщении
сегмента, наличии больших складов техники и давлении на спрос высокой ставки
Центробанка
Продажи грузовых
автомобилей по итогам января-июля сократилась на 5,2%, почти до 71,9 тыс. штук,
подсчитал «Автостат» на основе данных ППК (совместное предприятие агентства и
«Электронного паспорта»; учитывает грузовики свыше 3,5 тонны).
Если в первом
полугодии реализация снижалась на 3,6%, то в июле они сократились на 13,3% год
к году, до 11,4 тыс. штук, но превысили результат июня на 6,1%. В июне продажи
были выше майских на 13,7%. Прирост в месячном выражении в июне к маю может
объясняться большим числом рабочих дней, а в июле к июню – ожиданием повышения
ставки ЦБ, поделился с «Коммерсантом» Дмитрий Бабанский из SBS Consulting.
Восстановление
активности в сегменте обычно происходит в сентябре, а август еще довольно
спокойный месяц по спросу. Рынок тяжелых грузовиков снижается на высокой базе.
По прогнозу КамАЗа, к концу года будет продано 105-115 тыс. грузовиков, что на
15-22% меньше рекордного результата 2023 года (135 тыс. штук).
В компании отмечают,
что «возможны и более негативные сценарии из-за ставок и проблем на мировых
биржах». Текущие оценки «выглядят плохо только на фоне прошлого года» и рынок
«в любом случае будет одним из лучших» за последнее десятилетие, не считая 2023
год. На КамАЗе также допускают некоторую активизацию импорта и спроса перед
повышением утильсбора на грузовики с 1 октября, напоминая, что осенью в целом
более активный сезон, но заметного влияния на рынок в концерне не ожидают.
Дмитрий Бабанский
сохраняет прогноз продаж грузовиков в 110-130 тыс. штук по итогам года, в том
числе сегмента тяжелых грузовиков массой от 16 тонн – до 95-115 тыс. штук.
Директор дивизиона
«Автодом Вешки» Илья Молчанов отмечает, что на рынок грузовиков влияют курс
юаня, ставка ЦБ, прямые и косвенные налоги. Ожидаемое повышение утильсбора на
коммерческий транспорт примерно на ₽1 млн (седельные тягачи) приведет к
активизации спроса, но в итоге рынок может показать откат ниже показателей
прошлого года, считает он. Хотя, добавляет господин Молчанов, продажи может
стимулировать появление новых моделей техники разной тоннажности.
Директор по развитию
бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев говорит о «депрессивном состоянии» рынка в
ожидании неизбежности роста цен на технику. Тарифы на внутренние автоперевозки
уже находятся на грани рентабельности. В условиях стагнации тарифов и роста
затрат у владельцев автопарков закупки планируются в аккуратном режиме.
Директор по продажам и развитию дилерской сети «Кистоун Авто» (дистрибутор
грузовиков ALTAI)
Илья Орлов добавляет, что на сегмент крупнотоннажной техники влияют профицит предложения, демпинг на рынке, а также увеличение стоимости лизинга. Ставка ЦБ не способствует продажам, соглашается гендиректор дистрибутора BWG Ринат Фатыхов. Гендиректор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев указывает, что с начала года стоимость новой китайской техники неуклонно снижалась. Рынок насыщен, и дефицита техники нет.
Руководитель направления по развитию дилерской сети Faw Oryx завода «Тонар» Юрий Ерохин указывает, что на ближайшие несколько месяцев хватит тех машин, которые были завезены до планируемого повышения утильсбора. Хотя господин Орлов отмечает, что сегодня многие игроки рынка до повышения утильсбора попытаются наполнить стоки большим числом автомобилей для поддержания продаж до момента адаптации покупателей к новым ценам. По оценкам Юрия Ерохина, в этом году в РФ будет продано 120-140 тыс. тяжелых грузовиков массой 14-40 тонн. Объем перевозок держится на низком уровне, что создает профицит транспорта, который, конечно, традиционно нивелируется к концу года, согласна директор по локальному транспорту FM Logistic в России Маргарита Табунова, а «закупать новые машины для обеспечения перевозок в высокий сезон сегодня никто не будет, транспортные компании будут планомерно обновлять только устаревший парк».
Напомним, перерегистрации на рынке грузовых машин в России за первое полугодие 2024 года упали на 5% в годовом сравнении с 153 538 до 145 173 ед. LR