В
Польше и Литве, так же, как и в России, продолжают обсуждать транзитные
маршруты на случай закрытия белорусских границ. Транспортные потоки с запада на
восток и с востока на запад вполне могут пойти через Украину и Латвию, хотя это
будет дольше и дороже. Но есть и плюс – надежда на то, что власти Украины,
Польши, Латвии и России, наконец, придумают что-то, что решит проблему
пограничных очередей. Если транспортные потоки, действительно, переориентируют,
решать проблему придется совместными усилиями.
Подогревают
раздумья логистической среды «колейки» на границах Евросоюза с Беларусью,
которые начали собираться еще на прошлой неделе. Первой тревогу забила Литва,
очереди на границе с которой - явление не исключительное.
Перевозчики
не успевают доставить грузы вовремя и несут незапланированные финансовые
расходы из-за дополнительных проверок после ужесточения контроля белорусской
стороной. Все грузы, направляющиеся
через литовско-белорусский участок границы, сейчас проходят проверку рентгеном,
а порой тягачи, чтобы разгрузить границу, направляют во внутренние пункты
таможенного оформления Беларуси для дополнительного контроля, написал
русскоязычный литовский портал
Delfi со ссылкой на главу литовской
ассоциации перевозчиков Linava.
Польская погранслужба в последние дни также
фиксирует рост «колеек» с польской стороны в погранпереходе Корощин/Козловичи.
Причем, по данным польских пограничников, причиной тому является «ограниченная
ввиду последних изменений возможность приема транспортных средств со стороны
белорусской пограничной службы», комментирует ежедневник Rzeczpospolita. Между тем, из-за простоев на
границе польские перевозчики несут огромные финансовые потери. По подсчетам поляков,
каждый день простоя на границе обходится перевозчикам в примерно 300 евро
потерь. Из-за очередей на границе с Украиной в прошлом году польский
международный транспорт не досчитался в итоге 54 миллионов евро. А «колейки» на
белорусской границе обошлись перевозчикам Польши еще дороже – в 150 миллионов
евро.
Недовольны
ситуацией и россияне. Ведь через Беларусь проезжает примерно две трети
российского импорта, а российские логистические фирмы имеют консолидированные
склады на территории Литвы. Очереди на границе – бьют по их экономике. Это не
говоря уже о риске закрытия границ.
В свою очередь, в белорусской таможенной службе порталу TUT.BY пояснили, что рост проверок связан с особенностью таможенных правонарушений и увеличением их числа. «За последнее время сотрудники белорусской таможни выявили около тысячи нарушений при ввозе товаров, когда их отправителями выступали склады, расположенные в Литве», – пояснил медиа Эдуард Данилович, начальник главного управления организации борьбы с контрабандой и посттаможенного контроля ГТК Беларуси. В качестве нарушителей фигурирует уже более 70 литовских складов.
Справедливости ради, погранслужба Польши тоже беспокоится. Только польских пограничников волнует то, чего прежде не случалось, – а это участившиеся попытки обойти пограничный или таможенный контроль, а также ощутимый рост контрабанды сигарет.
Фото: Гродненская региональная таможня