Очереди
на границе с Евросоюзом уменьшаются всю неделю. К шести вечера сегодняшнего дня
в «колейках» на границах с Литвой и Латвией оставались более 440 грузовиков,
хотя еще утром их было на сотню больше.
Привычно более напряженная ситуация – на белорусско-литовской границе, где в очередях, по информации Государственного пограничного комитета Республики Беларусь на шесть вечера, оставались более 260 фур.
Выделяется пункт пропуска «Каменный Лог», где скопилось более 170 грузовиков. Более 90 большегрузов хотят въехать в Евросоюз через пункт пропуска «Привалка». В «Котловке» и «Беняконях» – путь свободен.
Для перевозчика из Витебского региона, компании «Белатекавто», прибалтийское направление – основные ворота в Европу.
– Как объясняют в белорусской таможенной службе, основная причина очередей на границе – нехватка сотрудников у сопредельной стороны. Прибалты просто не справляются с существующим потоком машин. Ситуация давно уже всем известна, и особых проблем в последнее время лично я не заметил. Даже наоборот – случалось такое, что очередей не было, – поделился с нами руководитель ЧТУП «Белатекавто» Александр Бондаренко. – Автомобилей, однако, у нас немного, поэтому для себя мы решили, что экономить на услуге бронирования очереди не будем. Отчасти по этой причине обычно идем через латвийскую границу, где во всех пунктах пропуска имеется электронная очередь. Так мы, к тому же, демонстрируем лояльность по отношению к своим водителям, и ожидаем от них ответных шагов.
То, что происходит на границе с Прибалтикой, некой чрезвычайной ситуацией не является, считает и Сергей Шакуро, директор еще одной витебской компании – «Витмагистраль». К подобным очередям тут уже привыкли. Иное дело – «колейки» четырехнедельной давности, говорит Сергей:
– Тогда машины стояли на границе по двое суток. Но заработал пункт пропуска «Лаворишкес»/«Котловка» (он был временно закрыт из-за пандемии – Transportal), и стало заметно легче.
Еженедельно на прибалтийскую границу «Витмагистраль» направляет более двадцати машин, на границу с Польшей – не более двух. Альтернативный путь в Евросоюз через «межу» с Польшей у перевозчиков не популярен из-за ограничений польской стороны на ввоз топлива. Но и в этом случае от простоев на границе фуры не застрахованы. Не так давно, в середине августа, в грузовом терминале «Корощин», в пункте пропуска «Козловичи»/«Кукурыки», белорусский большегруз «попался» польским службам на внушительной контрабанде сигарет. С того момента каждую белорусскую фуру поляки начали направлять «на рентген».
– Как раз в это не совсем удачное время две наших машины отправились на польскую границу. Одна должна была пройти через пункт пропуска в Брестской области, вторая – в Гродненской, – рассказал Сергей Шакуро. – Та машина, что пошла на Брест, потеряла в очереди на «рентген» полтора суток. «Гродненская» – прошла границу быстро, всего за три-четыре часа. На литовском направлении, куда мы обычно направляемся, обязательного «рентгена» нет. Тут фуры стоят из-за большого количества машин, с которым, видимо, просто не справляется литовская сторона. Был случай, что наша машина прошла белорусскую таможню, но долго стояла, ожидая возможности въехать в сопредельный пункт пропуска на территории Литвы. Чтобы не терять время в «колейках», мы стараемся забронировать место в очереди на границе. Если свободное место, конечно, есть. К сожалению, немного усложняет нам работу то, что правила бронирования не так давно ужесточили, в плане возможности изменить его. Поэтому услугой бронирования – как наиболее эффективным средством от простоев на границе – пользуемся только тогда, когда уверены, что автопоезд не задержится на погрузке и прибудет в пункт пропуска точно в срок. Постоянно «мониторим» ситуацию, смотрим, какие «колейки» на текущий момент. Если поблизости от границы проезжает наш водитель, просим его связаться по рации с коллегами и расспросить их о ситуации в том или ином погранпереходе.
Фото: www.gpk.gov.by