0
07:10

Как избежать неприятных сюрпризов, если водителя не допускают на погрузку

Транспортное сообщество живёт (или, по крайней мере, должно жить) по правилам нескольких «библий». Одна из них – CMR Конвенция. Но несмотря на то, что эта Конвенция распространяется на всех участников грузоперевозок, её положения соблюдают далеко не все
17 Октября 2017  00:00

Как избежать неприятных сюрпризов, если водителя не допускают на погрузку

Транспортное сообщество живёт (или, по крайней мере, должно жить) по правилам нескольких «библий». Одна из них – CMR Конвенция. Но несмотря на то, что эта Конвенция распространяется на всех участников грузоперевозок, её положения соблюдают далеко не все. Вернуться к «основе основ» нас заставила история, которой с редакцией CargoNews.lt поделился один литовский перевозчик. Его водителя не допустили на погрузку, вследствие чего он не мог ни проконтролировать ход погрузки, ни проверить состояние груза и его упаковки (как это требуется в соответствии со ст.8 CMR Конвенции). Исход этой ситуации несложно предугадать… Поэтому редакция решила выяснить, есть ли у перевозчика какие-то способы избежать неприятных последствий подобной ситуации.

 

Избежать риска не удаётся

 

Собеседником редакции стал Станислав Барейша, руководитель UAB « Ryvatra». По его словам, ситуации, когда водителей не допускают на погрузку, встречаются довольно часто. «Я лично сделал фотографию склада в Голландии, где на входе было написано, что посторонним вход воспрещён. Странно, что во время погрузки представитель перевозчика (водитель) считается посторонним. Ему грузят груз (зачастую даже без пломбы), и он уезжает со склада даже не зная, правильно ли груз погрузили и вообще – что ему погрузили в грузовой отсек», – говорит перевозчик.

 

 

По словам С. Барейши, однажды из-за такой ситуации его компания чуть не попала в серьёзную беду. «Водитель доставил не весь груз, не хватало трёх паллет. К счастью, в тот раз грузоотправитель признал свою ошибку, и нам удалось избежать финансовых проблем. А если бы нет? Тогда бы вся ответственность легла на нас. Кроме того, я очень рад, что моему водителю не вменили незаконную перевозку. Но сколько было случаев, в особенности в России, когда водителю вместо торфа в такой же упаковке грузили сигареты… Неприятности бывали не только у перевозчиков (юридических лиц), но и у водителей – им грозила уголовная ответственность с вероятностью лишения свободы».

 

Директор «Ryvatra» задал вопрос, как быть в таких случаях. Отказаться от перевозки – не самый лучший выход, потому что заказчик начнёт угрожать санкциями. Возвращаться обратно без груза тоже неразумно, так как до места погрузки пройдено немалое расстояние… Редакция CargoNews.lt решила помочь разобраться в подобных ситуациях, и обратилась за советом к юристам.

 

Грузоотправитель поступает неправомерно

 

Как утверждает сотрудник адвокатской конторы «JUREX» Елена Цвирко, проверка груза – это обязанность, а не право перевозчика, поэтому он обязан принимать участие в процессе погрузки. Эта обязанность чётко закреплена в ст. 8. CMR Конвенции, где говорится: «При принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки». Однако, адвокат подчеркнула, что эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает. «Исходя из того, что в соответствии с CMR Конвенцией, проверка груза является обязанностью перевозчика, и никто другой, кроме перевозчика, не несёт ответственность за принятый к перевозке груз (в том числе и за нелегальную перевозку или перевозку контрабанды), действия грузоотправителя, ограничивающие доступ водителя к участию в погрузке и проверке принимаемого к перевозке груза, являются неправомерными», – подчеркнула Е. Цвирко.

 

Если перевозчик (водитель) не допускается к погрузке, он должен сделать соответствующие отметки в CMR накладной – для этого существует 18-ая графа. Отметки перевозчика приобретают законную силу в том случае, если грузоотправитель также подтверждает их своей подписью (это идеальная форма защиты интересов перевозчика). Беда в том, что, как показывает горький опыт перевозчиков, грузоотправители не только не ставят свою подпись рядом с отметками перевозчиков, но и в принципе не хотят видеть в CMR никаких оговорок в свой адрес. Теоретически перевозчик может попросить, чтобы грузоотправитель поставил свою отметку в 13-ой графе CMR накладной (эта графа отведена для оговорок и инструкций грузоотправителя), но вероятность того, что грузоотправитель от собственной руки напишет, что он не допустил водителя на погрузку, равна нулю…  Таким образом, перевозчик попадает в «заколдованный круг», но адвокат советует не отчаиваться. «Если перевозчик вносит соответствующую отметку в CMR накладную, но грузоотправитель не ставит над ней свою подпись, это не значит, что отметка перевозчика автоматически будет считаться недействительной или несущественной. В судебном процессе подобную отметку можно использовать в качестве дополнительного доказательства (хотя её сила будет меньше). Поэтому очень важно, чтобы отметка о недопущении на погрузку стояла не только в том экземпляре накладной, который остаётся у перевозчика, но и в экземпляре грузоотправителя», – говорит адвокат.

 

В договоре нужно предусмотреть и ответственность заказчика

 

Всё не так сложно, если с каким-то грузоотправителем перевозчик работает не впервые (т.е. если между перевозчиков и грузоотправителем сложились доверительные отношения). Если же в треугольнике «заказчик-перевозчик-грузоотправитель» участвуют одни и те же лица, но отказ допустить перевозчика (водителя) на погрузку носит постоянный характер, юрист советует перевозчикам заключать с заказчиками многократный договор о сотрудничестве. В нём должен быть пункт о том, что в тех случаях, когда перевозчик не допускается к погрузке, вся ответственность за недостачу или повреждение груза (и/или его упаковки), а также за перевозку незаконного груза (контрабанды, нелегалов) ложится на заказчика (если только заказчик не докажет обратное – что груз был утрачен, повреждён и т.д. по вине перевозчика). «Но сразу же хочу обратить внимание на то, что сам по себе такой договор, к сожалению, не избавит перевозчика от ответственности, хотя во многих случаях может помочь в какой-то степени амортизировать его убытки и риск возникновения ответственности или, по крайней мере, оставить надежду на то, что заказчик если не полностью, то частично покроет его потери», – говорит адвокат.

 

Кроме того, в договорах с постоянными заказчиками Е. Цвирко советует оговаривать обязательное пломбирование грузов. «В договорах должно быть предусмотрено, что в тех случаях, когда пломба на повреждена, стороны считают, что перевозчик не может нести ответственность за недостачу или повреждение груза. Также в договорах должен быть пункт о том, что в случае перевозки контрабанды в запломбированном автомобиле (если такой факт выявится) вся ответственность за последствия достанется заказчику. Даже если случится обратное (ответственность понесёт перевозчик), в договор нужно включить пункт о том, что заказчик покроет все связанные с этим убытки (включая и назначенные перевозчику штрафы). Очень важно, чтобы стороны, когда они договорились об обязательном пломбировании грузов, соблюдали это условие – в противном случае оно будет бессмысленным и интересы перевозчика никак не защитит», – подчеркнула адвокат.

 

Перевозка контрабанды без ведома водителя

 

Ни для кого не секрет, что бывают случаи, когда водители умышленно, в целях дополнительного заработка, принимают к перевозке «дополнительные» грузы, или, хуже того, соглашаются на перевозку контрабанды. Однако, вполне возможно, что случается и обратное – прикрываясь тем, что водителей не допускают на погрузку, их «подставляют» недобросовестные заказчики. В обоих случаях ответственность грозит и водителю, и перевозчику.

 

Понятно, что в таких ситуациях совет включать в договоры пункт об обязательном пломбировании груза вряд ли спасёт перевозчика и его водителя от ответственности. И всё же Е. Цвирко подчеркнула, что наличие подобного пункта может стать важным аргументом при доказательстве невиновности перевозчика. В таких случаях можно подключить и другие доказательства – например, отправленное с места погрузки на адрес заказчика электронное письмо, сообщение по скайпу или короткое сообщение на мобильный телефон о том, что водителя не допустили к погрузке и проверке груза, поэтому водитель не сможет взять на себя ответственность за перевозимый груз. «В случае выявления контрабанды все эти доказательства следует предъявить следователям, занимающимся расследованием дела. Чем больше у перевозчика будет доказательств того, что его не допустили к погрузке, тем лучше. Поэтому научите своих водителей фиксировать препятствия к участию в погрузке в любой возможной письменной форме (в виде SMS сообщения, сообщения на скайп и т.д.). Желательно, чтобы водители указывали номер заявки или CMR накладной, в крайнем случае – название груза и маршрут перевозки», – советует Е. Цвирко.

 

Очень важно, чтобы водители, которых не допускают на погрузку, не вели себя пассивно, а немедленно связывались со своими транспортными менеджерами и сообщали им о сложившихся ситуациях. В свою очередь, транспортные менеджеры также должны не только устно, но и в письменной форме доводить эту информацию до заказчиков, чтобы перевозчики (как упоминала юрист) были во всеоружии на случай судебного разбирательства.